Ян ван Эйк (ок.1390-1441)
Мадоннa каноника ван дер Пале
1436г, деревo, масло, 122 x 157 cм
Городской музей, Гронинге (Groeninge), Брюгге,Бельгия
Заказчиком картины был каноник ван дер Пале. Как и в "Мадонне канцлера Ролина", ван Эйк пытается показать присутствие божественного в действительном мире. Каноник показан в реальном, узнаваемом дворце, в хоре соборной церкви Св. Донацианa в Брюгге, что придаёт реальность Марии с Младенцем. Рядом Св. Георгий и Св. Донациан. Исследователи считают, что картина когда-то висела в, теперь разрушенной, церкви и отражала действительный интерьер.
Портрет его поражает глубоким проникновением в самую суть характера. Во всех деталях картины ван Эйк добивается впечатления величайшей материальности и вещественной осязаемости. Буквально ощутима пергаментная кожа старика, каноника ван дер Пале, с ее сухими морщинами и складками или жесткая светящаяся золотым шитьем парча ризы архиепископа Донациана, его митры с драгоценными камнями.
С другой стороны - мир Библии:
милосердный Бог послал сына, Христа Избавителя, в мир (на троне - Мария с Младенцем)
по обе стороны трона - изображения Адама и Евы(первых людей нарушивших Завет),
над ними: искупление греха ( Каин, убивающий Авеля) - возможно через власть веры (Самсон, пересиливающий льва).
А в глубине - колонны арок со сценой Авраам жертвует своим сыном Яковом, подчиняясь Богу. А рядом святые (служащие Бога) и смертный (каноник ван дер Пале)
Мария и Младенец смотрят на задумавшегося старика, в руках у них букетик цветов и попугай - намёк на Райский сад.