Франсиско Гойя (1746-1828)
Расстрел 3 мая 1808 года
1814г. холст, масло
музей Прадо, Мадрид, Испания
Гойя глубоко переживал события, связанные с нашествием Наполеона. Трагически закончившееся восстание мадридцев в мае 1808 года не оставило художника равнодушным.
В марте 1808, французские войска Наполеона подошли к Мадриду. Карл IV отказался от престола в пользу сына, Фердинанда VII. Когда Наполеон Бонапарт вошёл в Мадрид, он стал править Испанией и королевское семейство до 1814г считалось его пленниками.
Французы казнили без суда всех испанцев, которые, по их мнению, принимали участие в восстании. Залпы французского взвода, расстреливавшего всех без суда и следствия, эхом прокатились по всей Испании. В стране вспыхнула guerilla (буквально «маленькая война», это слово вошло в обращение в те годы), народ, охваченный страстным чувством национального долга, восстал против французов.
Гойя, нарисовав этот расстрел шесть лет спустя, создал подлинный драматический шедевр, сумев ухватить самую суть события. Он запечатлел расстрел патриотов на горе Принсипе-Пио, где на рассвете 3 мая погибли 43 человека.
Существует рассказ слуги художника о том, как он сопровождал его к месту казни: «Среди луж крови мы увидели множество трупов, одни лежали навзничь, другие уткнувшись в землю...» По его словам, на месте казни художник делал зарисовки.
Палачи, эти анонимные солдаты, покорно повинуются приказу убивать всех подозреваемых, которых поставили в ряд перед ними. В центре картины — крестьянин с поднятыми вверх руками, его лицо и поза выражают смесь ужаса, гордости и покорности перед приближающейся смертью. Созданная Гойей картина потрясает своей простой и эмоционально насыщенной композицией, цветовой гаммой произведения. Место казни освещают желтые блики фонарей. На земле — тела убитых и потоки крови.
По воспоминаниям очевидцев, Гойя писал картину не только кистью, он использовал пальцы, тряпку, нож и другие подручные инструменты.
Описывая эту картину, один из исследователей сказал, что она всегда будет современной.