Ангелика Кауфман (1741-1807)

Часть 1    Часть 2    Часть3

Автопортрет 1780-85гг.

Ангелика Кауфман — знаменитая немецкая художница и график, представитель классицизма, член Академии Св. Луки в Риме (1765 г.), Французской Королевской академии (1768 г.), Английской академии художеств (1768 г.), Венецианской академии.

Только один из автопортретов знаменитых художников, хранящихся во всемирной галерее Уффицы, принадлежит женщине. Ее имя мало что говорит нынешнему поколению любителей живописи. А ведь это о ней, об Ангелике Кауфман, великий немецкий поэт И.В.Гете сказал: «Ее глаза так умны, ее знание механизма искусства так велико, ее чувство прекрасного столь глубоко, а она остается так непостижимо скромна...»

Умна, скромна и обаятельна... С автопортрета на зрителя смотрит милое, спокойное лицо женщины, оживленное чуть заметной улыбкой. Но почему же столько грусти в лице художницы, на долю которой при жизни выпали великий успех и признание? Причина кроется в ее женской судьбе, полной разочарований, обмана и обид.

Личная жизнь Ангелики очень похожа на дамский роман, над которым можно проливать слезы. Такая книга —«Ангелика Кауфман» — действительно была написана Леоном де Вайи в 1838г. и издана в Париже и Брюсселе на французском языке. Кроме того, один из самых драматических моментов ее биографии лег в основу драмы В. Гюго «Рюи Блаз».

Ангелика родилась в 1741г. в маленьком швейцарском городке Кур (Хур). Спустя год ее отец, небогатый немецкий художник Иоганн Иосиф Кауфман с женой и крошечной дочкой перебрался в Италию, где, переезжая из города в гoрод, расписывал небольшие церкви и делал заказные портреты.

Ангелику Бог одарил красотой, умом, прекрасным голосом, добрым нравом и огромным живописным талантом. Многие годы она сомневалась какому из талантов отдать предпочтение. Уже став известной художницей, Ангелика в свих картинах показывает, как притягивает её пение и музыка.

Но отец быстро оценил способности дочери и, хотя сам был слабым художником, сделал выбор за неё, и стал для нее первым и единственным учителем.

С шести лет Ангелика училась и работала с нагрузкой и упорством взрослого мужчины, в девять — пробовала писать маслом, а в одиннадцать — исполнила в технике пастели первый заказной портрет епископа Наврони. И часто у ворот богатых особняков можно было увидеть хорошенькую девочку с папкой рисунков, которые она продавала, чтобы помочь деньгами семье.

В 1754 г. Кауфманы переехали в Милан, и вскоре дворцовая знать выстроилась в очередь, чтобы заказать у юной художницы свои портреты. Ангелика, тонко чувствовавшая веяния галантного века, изображала на своих картинах кукольных красавиц в виде пастушек на лоне природы или в уютных золотых будуарах.

Ей были приятны поклонение и ранняя слава, но и работала она, как каторжная.Тот факт, что юной Кауфман, единственной из женщин, разрешили копировать произведения великих мастеров в Миланской галерее, говорит о профессиональном признании ее таланта.

После смерти матери в 1757г. отец увез дочь к себе на родину в Шванценберг (территория нынешней Австрии). Но здесь никто не интересовался галантными картинами, и Ангелика исполнила фрески для приходской церкви.

Затем она работала при дворе графа Монфорта, а в 1763г. вместе с отцом переехала в Рим, где попала в художественную среду, увлеченную античностью. Огромное влияние на формирование дарования Ангелики оказал известный немецкий ученый-археолог и историк искусства И. И. Винкельман.

Его находки при раскопках в Помпеях и Геркулануме открыли перед восхищенной девушкой античное искусство и направили ее художественное мировоззрение в сторону классицизма. Винкельман высоко ценил талант Кауфман: «Мой портрет для одного друга сделан исключительной личностью, одной немецкой художницей. Она очень сильна в портретах...».

Парадный портрет археолога (1764 г.) искусствовед Ханне Гагель считает более тонким и психологичным, чем другие изображения Винкельмана, исполненные мужчинами, так как он «подчеркивает не столько официальный фасад, сколько внутренние свойства изображенного лица».

Полное профессиональное признание Кауфман получила в 1765г., когда в 24 года была принята в члены Академии Св. Луки в Риме, а спустя три года — Французской Королевской академии.

ЧАСТЬ 2