Куинджи А.И.

После дождя

1879г, холст, масло, 102 х 159 cм
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Картина «После дождя» была впервые показана в 1879 году на 7-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), вместе с двумя другими картинами художника — «Север» и «Берёзовая роща».

На картине изображены дома степного хутора, освещённые проглянувшим после недавней грозы ярким солнцем. На заднем плане — чёрное небо с тяжёлыми дождевыми тучами. Ярким зелёным цветом показана освещённая солнцем трава.

Искусствовед Владимир Петров так писал в своей статье, посвящённой 150-летию со дня рождения Архипа Куинджи:

« ... особенно остро ощущается динамизм, наэлектризованность жизни южной природы в картине «После дождя». В ней Куинджи запечатлел момент, когда после только что пронесшейся над степным хутором грозы небо еще затянуто бегущими к горизонту черно-лиловыми тучами, но сквозь них уже пробились солнечные лучи, осветившие омытую ливнем траву и мокрые крыши зданий, и в свежем воздухе живет предчувствие радуги. Темпераментная живопись неба, передающая мощь грозовой стихии, сочетается в картине с поэтической проникновенностью деталей — прежде всего изображения мирно пасущейся у реки каурой лошадки (анималистические элементы у Куинджи вообще очень выразительны). »

Перед зрителем яркий, сочный пейзаж, обновленный сильным и животворящим дождем. Судя по облакам, гроза была нешуточной. Вода смыла с травы все признаки долгого зноя и засухи. Жадно впитав в себя влагу, поля взорвались ярким зеленым цветом под лучами вечернего солнца. Темные и зловещие облака еще полны грозой, но стихия уже отступает, чтобы оживить другие места.

Маленький хутор на высоком холме наряден и уютен. Контрасты работы создают атмосферу наступившей после дождя легкости и ароматности. Тишина и покой освещенной части работы противопоставлены буйству стихии в небесах. Сложное движение туч, напряженное и сильное, уже не страшит зрителя. Взгляды его прикованы к солнечно яркой части пейзажа.

Поросшие камышом берега небольшой речки, обласканные дождем, создают дополнительный уют и "звуковой" ряд картины. Зритель "слышит", чувствует, осязает увиденное.

Картина написана несомненно с натуры. Несмотря на использование ярких, чистых и очень контрастных тонов, пейзаж выглядит очень реально. Точность линий, внутренняя гармония картины делает ее одной из самых выразительных в творчестве мастера.

Куинджи не показывает нам солнце, но мы о нём догадываемся по освещенной части полотна. Все здесь замерло, стало тихо и спокойно, даже лошадь, как ни в чем не бывало, пасется на лугу. Природа, словно очарована неведомой силой.

Но взгляните на небо. Часть его занята темными тучами, но они нас уже не страшат, ведь скоро ветер унесет их вслед за грозой. Ярко-зеленый луг пересекает речка. Она изгибаясь устремляется к хутору.

Картина Архипа Куинджи «После грозы» наполнена контрастами, это чёрные тучи и яркое солнце, необычный темно-фиолетовый цвет речки и переливающийся всеми оттенками зеленого цвета луг. Вместе с тем, пейзаж полотна наполнен жизнью, он реален и гармоничен.

Kартины Третьяковской галереи