Куинджи А.И.

Север

1879г, холст, масло, Холст, масло. 132x103 cм
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Картина «Север» была впервые показана в 1879 году на 7-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), вместе с двумя другими картинами художника — «После дождя» и «Берёзовая роща».

Картина «Север» была завершающим, прощальным произведением из трилогии художника о северной природе, к которой также относятся картины «Ладожское озеро» (1873) и «На острове Валааме» (1873).

На картине «Север» показан вид с высоты на уходящую в туманную даль равнину, которая на горизонте сливается с сероватым дымчатым небом. Этот величественный пейзаж символизирует безбрежные пространства северных земель, но при этом исполнен глубокой поэзии и любви к суровой природе.

Искусствовед Владимир Петров так писал в своей статье, посвящённой 150-летию со дня рождения Архипа Куинджи:

« В картине «Север» Куинджи как бы с высоты птичьего полёта запечатлел величавую панораму уходящего в седую туманную даль холодного края, тонко передав чувство своеобразной «завороженности» этих неуютных суровых просторов. Очень выразителен и характерен для его творчества мотив растущей на гранитных скалах сосны (художник любил изображать также сосны, вцепившиеся корнями в почву на самом краю обрыва и упрямо тянущиеся к небу). »

В понимании автора живописного произведения образ севера представляет собой мир, наполненный тишиной, дыханием холода, бескрайним, неоглядным пространством, где иначе переосмысливается действительность, привычные законы мира земного, природного и мира небесного.

Атмосфера бесконечности пространства рождается в результате соединения земли и неба в линии горизонта, которая, создаётся такое впечатление, очень скоро исчезнет, растворив все мыслимые границы и условности. Север – это мир красивейшей нетронутой дикой природы, мир холода, царство земли и неба в своей первозданности.

Пейзажное изображение северного природного мира выполнено с использованием цветового метода растяжки. Цветовая растяжка создаётся здесь таким образом, что разрастание и усиление колорита осуществляется от самого тёмного, почти чёрного зелёного тона до светлого, розоватого, которым выписано всё пространство неба.

В пейзаже доминируют светлые, воздушные образы. На ярком светлом небе едва можно различить очертания облаков, линия горизонта слабо выявлена и столь же светла. Картина отличается своей атмосферностью, лёгкостью плавностью линий — всё это рождает образ, вонзающийся в небесные выси, устремляющийся куда-то в безграничность за недостижимую, почти неуловимую линию горизонта.

Ведущим мотивом полотна является мотив одиночества, тоски. Здесь говорит сам Север. С неподдельной силой ощущается мощь этого сурового мира, где зарождается ветер и живёт нестерпимый холод, где человек осмысляет себя лишь как незначащую песчинку в сопоставлении с вечной красотой северной земли, в сравнении с этой Вселенной холода, обжигающего ветра и одиночества.

Едва уловимые переходы цвета, колористический «разбег» оттеков выписан художником мастерски. Тёмно-зелёные, почти чёрные в своём величии и глубине северные деревья служат центральным образом, который насыщает всё изображение силой и неиссякаемой энергией северного воздуха, неброских красок и бесконечных пространств.

Название картины «Север» как остроконечное, острозаточенное стальное лезвие в своей силе звучания и воздействия. Название «Север» отдаётся эхом, пронзает точно холодный северный ветер и застывает в воздухе красивыми снежными узорами. Север — это и начало начал, и определённый предел, но не предел сил и возможностей жить и преодолевать себя вновь и вновь в покорении столь неприступного мира. Север – это постоянное противоборство стихий. Север – это леденящая душу мелодия ветра, вонзающаяся прямо в сердце и заставляющая его замереть. Это неотвратное и неизбывное чувство бездны, извечная направленность взгляда к небу, которое расплывается в молочно-сизых туманах, уходящих вдаль, растворяющихся в вечности.

Казалось бы, здесь нет густой зелени, яркого солнца, бликов от солнечных лучей — лишь достаточно скупой пейзаж, но насколько он поэтичен и одухотворён. Куинджи не только смог прозорливо заметить эту неброскую красоту, но и достоверно её передать, а также вдохнуть в пейзаж какое-то неведомое настроение, притягивающее зрителя к полотну.

Kартины Третьяковской галереи