Куинджи А.И.

Днепр утром

1881г, холст, масло, 105 x 167 cм
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Картина «Днепр утром» была последней картиной, выставленной Куинджи на суд публики, перед тем как он полностью отказался от участия в выставках. Она была выставлена в 1882 году, вместе с двумя другими известными картинами художника — «Лунная ночь на Днепре» и «Берёзовая роща», которые выставлялись повторно.

Картина «Днепр утром» написана скромными цветами, без ярких световых эффектов. Поверхность реки передана в мягких, бело-молочных тонах. На переднем плане — зелёная степная растительность на холме, с торчащим кустом репейника. Тем не менее, всё это вместе создаёт удивительное впечатление шири и простора. В этой картине есть черты импрессионизма — в частности, в методе изображения воздушной среды, который перекликается с другой, более ранней картиной художника «Север».

Писатель и художник Леонид Волынский так писал в своей статье о творчестве Куинджи:

« И не в ошеломляющих эффектах была главная сила Куинджи. В его прощальной картине «Днепр утром» (последней показанной на выставке при его жизни) нет ни луны, ни багрового заходящего солнца — ничего, кроме поросшего выгоревшей травой, полевыми цветами и чертополохом берега да заречных далей, окутанных мглистой дымкой. Куда уж проще! И однако, остановясь перед этой картиной, испытываешь особую радость — так бывает, когда очутишься ранним утром на высоком берегу над рекой, над неоглядными просторами, напоенными мягким светом, и стоишь в счастливом молчании. »

В 1880-х Архип Куинджи вдруг скрылся от публики, запершись в своей мастерской. Живописец, которого вдруг стали горячо критиковать за излишнюю декоративность и экспозиционные хитрости (находились те, что утверждали, будто мастер искусственно подсвечивает свои полотна и поэтому от них исходит такое изумительное сияние), решил уйти на гребне своей славы. Куинджи спрятался ото всех на целых 20 лет!

Но перед тем как наглухо заточить себя в мастерской, художник выставил свои любимые работы, среди которых нашла своё место картина «Вечер на Днепре». Выставка была повторной (первая состоялась в 1879, а вторая в 1882 году).

Будто в назидание всем «говорунам», обвинявшим Куинджи в излишне ярком цветовом колорите, эту работу мастер решил совершенно иначе – только спокойные приглушённые тона. Однако картина никак не уступает по силе воздействия на зрителя его яркой «Берёзовой роще» или же, например, «Радуге».

Белыми, молочными цветами передана уходящая вглубь картины лента реки. Берега изображены с помощью серовато-зелёных и коричневых колеров. Главной эмоциональной силой картины является передача безграничного степного простора. Торчащий на переднем плане реденький куст репейника лишь подчёркивает эту идеальную ширь.

С первых секунд обращает на себя внимание небо – здесь явно можно заметить черты импрессионистского стиля. Наполненная световоздушная среда передана уверенными мазками голубого, жёлтого, розового и белого.

Куинджи нашёл равнозначную замену своей броской и яркой технике – это внутреннее свечение и волшебные переливы полутонов. Очень часто в картинах живописца можно увидеть совершенно конкретный источник света – солнце, луна, радуга, вокруг которых строится всё повествование, но в этой композиции автор отказался от своего излюбленного приёма. Лишь свечение неба, нежная световая вибрация и невероятная предрассветная белизна – вот, чем «дышит» эта притягательная, магнетическая картина.

Классическая композиция нашла новое цветовое решение, и это создало нужное настроение – звенящая тишина, спокойное утро, занимающееся над Днепром, которое сменило ночную мглу.

Удивительный Куинджи обладал уникальной способностью видеть то, мимо чего другие просто проходят мимо. Его картинам даже не нужно какого-либо цепляющего элемента, достаточно просто самого обыденного пейзажа и он, через талантливую кисть живописца, приобретает совсем иное значение, поражающее своей красотой и одухотворённостью.

Kартины Третьяковской галереи