Лебедев Михаил Иванович

Михаил Иванович Лебедев (4 ноября 1811, Дерпт — 13 июля 1837, Неаполь) — русский живописец.

Сын крепостного. В 1826 году отец вместе с семьей записался в «мещанский оклад», и юноша получил возможность учиться. С 28 июля 1827 года по март 1829 (полтора года) учился в 5-м (quinta) и 4-м (quarta) классах Дерптской гимназии им. Ал. I при Дерптском университете. Блестящие способности, обнаружившиеся в нём уже в эту пору, были причиной перевода его, по представлению попечителя университета графа П. А. Палена и Высочайшему повелению Николая I от 7 февраля 1829 года, с 19 марта 1829 г. в Санкт-Петербург и к помещению в ученики Императорской академии художеств за счёт Кабинета Его Величества.

Главным его наставником в академии был М. Н. Воробьёв, кроме того считается учеником В. Е. Раева. Во время прохождения академического курса, Лебедев был награждён двумя серебряными медалями, в мае 1832 г. малой (второго достоинства) за пейзажную композицию и в сентябре 1832 г. большой (Первой) за написанный с натуры вид с Петровского острова, и в 1833 году, получив Большую золотую медаль за «Вид в окрестностях Ладожского озера» (приобретена Императором Николаем I, дальнейшая её судьба неизвестна, автору пожалован бриллиантовый перстень, продан в Дерпте по дороге в Италию, деньги отданы родным) и звание художника XIV класса, Определением Совета АХ от 14 октября 1833 г. в середине мая 1834 г. отправлен, в качестве пенсионера академии вместе с Дурново и Николаем Никитиным в Италию, где с жаром принялся трудиться над изучением южной природы и усвоением простой и верной передачи её эффектов. Плодом этих трудов было несколько десятков картин, поставивших его имя в ряду лучших пейзажистов того времени.

Умер в Неаполе, от холеры, в июле 1837 г.

Творчество

Пейзажист, ранние работы близки венециановской школе. В картинах присутствует динамизм, не характерный академической школе того времени, его работы оказали несомненное воздействие на последующее развитие пленэрной живописи в России.

Произведения Лебедева встречаются довольно редко. В конце XIX века самое большое их количество было собрано в Третьяковской галерее в Москве:

Русский период:

  • На опушке леса
  • Васильково
  • В ветреную погоду
  • В парке

Итальянский период:

  • Аллея в Альбано близ Рима
  • Аричча близ Рима
  • Вид окрестностей Альбано близ Рима
  • Пейзаж с коровами, Альбано
  • Белая стена
  • Вилла в Италии
  • В парке Гиджи
  • Аллея в Альбано

14 акварельных и карандашных рисунков:

  • Итальянские типы
  • Храм Цереры в Пестуме и другие.

В Русском музее:

Русский период:

  • Вид на Петровском острове в Петербурге
  • Вид на реке Тосно
  • Вид в окрестностях Ладожского озера
  • Вид в Павловском парке

Итальянский период:

  • Вид Кастель-Гандольфо близ Рима
  • Веранда

12 акварелей и рисунков:

  • Альбано
  • Внутри Колизея в Риме и другие.

В музее Академии художеств имеются три его картины:

В Московском публичном музее две картины:

  • Виды в Альбано, близ Рима.

Ряд картин находятся в других художественных музеях: Ивановском («На водопой», 1833), Ереванском («Итальянский пейзаж»), Самарском («Альбано», 1836), Калужском («Пейзаж»), Восточно-Казахстанском («Пейзаж с воротами к остерии», 1837)[2] и в частных собраниях.