И. Долгополов "Московский дворик"

(Поленов В.Д. «Московский дворик»)

Василий Дмитриевич Поленов.
Художник редкого дарования. Блестящий колорист и композитор. Но все же больше всего он преуспел в области пейзажа. Хотя оставил ряд замечательных жанровых картин, любимых зрителем.

О своем пристрастии к ландшафту, населенному людьми, он пишет своим родителям:

"...Я пробовал и перепробовал все роды живописи: историческую, жанр, пейзаж, марину, портрет головы, образа... натюрморт и т.д. и пришел к заключению, что мой талант всего ближе к пейзажному, бытовому жанру, которым я и займусь".

Молодой художник не ошибся.

Вскоре, вернувшись раньше положенного срока из-за границы, Поленов пишет сразу два шедевра - „Московский дворик" и „Бабушкин сад".

Самое удивительное, что эти разные на первый взгляд полотна написаны почти с одной точки.

Вернее, имеют один и тот же адрес: Москва, Трубниковский переулок.

Вглядитесь в холст „Московский дворик", и вы заметите слева деревянный ампирный дом, который вы легко обнаружите в глубине „Бабушкиного сада". Дата создания этих европейски известных картин - 1878 год.

Так мучительные, полные сомнений и терзаний поиски своей музы окончились положительным успехом. Что самое удивительное - тема была буквально рядом.

В этом есть глубокий смысл.

Ибо нет ничего более живительного, чем мир, в котором ты существуешь.

И никакие придуманные нимфы и мифологические герои не заменят отчий дом, родное небо.

„Московский дворик". Холст, пожалуй, так же дорог миллионам зрителей, как и „Грачи прилетели" Саврасова. Ибо „Дворик" словно является естественным продолжением традиций реалистической русской пейзажной школы, которую возглавил Алексей Кондратьевич Саврасов. Этой школе присуща глубокая духовность, доброта, уютная обжитость людьми и... самая современная пленэрная живопись.

Лето. Погожий день. Тихо.

Маленький, заросший травой дворик залит солнцем.

Неспешно, мерно течет почти захолустная жизнь, в московском переулке бродят куры.

Играют белобрысые мальчишки. Неутешно ревет кем-то на миг оставленная малышка. Тащит ведро женщина.

Дремлет разморенная от жары, усталая, запряженная в телегу лошадь. Цветут ромашки.

И над безмятежным на первый взгляд миром - высокое июньское небо.

Лениво движутся, а порою будто неподвижно стоят на месте кудрявые, белые облака.

Поблескивают купола.

Тянется к голубому небосводу стройная ажурная колоколенка.

Пейзаж поражает тончайшим ощущением гармонии бытия, В нем звучит счастье - бесхитростное, обыденное счастье жизни. Картина рисует вековое прошлое нашей столицы, „большой деревни", первопрестольной матушки Москвы. Ее патриархальность и доброту.

«Бабушкин сад», хоть и написан в двух шагах от дворика, совсем другой по состоянию. В нем сокрыта грусть.

Художник отразил мир уходящих в небытие маленьких городских усадеб.

Белоколонный деревянный ампирный особняк, какие доныне остались еще в районе Арбата, Остоженки, Пречистенки (ныне Кропоткинская улица).

Тургеневская тема - столкновение и сочетание двух жизней: ускользающей в вечность и юной, восходящей, - остро выражена в небольшой картине.

Старый, ветхий дом.

Заброшенный, неухоженный садик. Сама хозяйка - сгорбившаяся старуха, видавшая лучшие дни. Она еле передвигается, тяжело опираясь на руку молодой стройной женщины.

Серая унылая тень робко бредет впереди них.

Жизнь продолжается. Буйно цветет сад.

Некогда строго очерченная дорожка заросла травой, лопухами, бурьяном.

Белые колонны, резной декор фасада напоминают о былом. Ступени у входа стерлись, покосились, но незримый дух ушедшей эпохи напоминает о себе. О неповторимых страницах истории. Стремительное настоящее ворвалось в эту тихую заводь.

Живописцу присуще редкое ощущение чувства меры. Оно и в колорите, и в живо построенной композиции обоих пейзажей. Невольно возникает вопрос: случайно ли появились в один и тот же год работы, написанные буквально на одном и том же месте? Думается, не случайно. Ему был близок этот мир.

Поленов дружил с Ильей Репиным и Виктором Васнецовым, выходцами из глубинки. И не просто встречался и мило проводил свободное время. Они были единомышленниками, влюбленными в русскую быль. И минорный мотив „Бабушкиного сада" обретает как бы контрастное противостояние в веселом, полном солнца и надежды „Московском дворике".

Ведь герои холста - дети. Будущее России.

Ведь именно им - и в это верил Поленов - предстоит увидеть лучшее завтра Родины. Поленов знал и любил прошлое. Он ведал, что именно в тех ампирных особняках, подобных дому из „Бабушкиного сада", звучали стихи Пушкина, Лермонтова, музыка Глинки и Алябьева, строки прозы Тургенева и Гоголя в исполнении авторов.

Но не только благостное музицирование или мирное чтение доносилось из этих помещений.

И не только грохотали бравурные мазурки и шумели вальсы в их просторных залах.

Иногда в тихих покоях были слышны сдержанные рыдания вдов, сестер и сирот офицеров и генералов, героически павших в боях за честь и независимость Отчизны.

Дорого стоили москвичам битвы Отечественной войны 1812 года...

На следующий год после успеха своих двух пейзажей на передвижной выставке, художник пишет еще один шедевр - „Заросший пруд", мотив, нередко воспеваемый русскими поэтами и художниками. Что-то глубоко интимное в этом мире покоя.

Темное зеркало воды.

Белые кувшинки. Прибрежные деревья и кусты глядятся в застывшую гладь. Ни одной ряби нет в оливковом отражении.

Безмолвие. Еле слышен шепот ветра и густой листве. В глубине тенистого парка - скамейка. Па ней женщина в белом платье. Может быть, в раздумье застыла та юная женщина, с которой мы познакомились к „Бабушкином саде". Лирические, полные поэзии чувства навевает этот холст.

Казалось, всего лишь уголок необъятной земли.

Но не мысли о камерности, фрагментарности рождает это полотно. Наоборот, размышление о поразительной целостности, нерушимости зеленого мира, окружающего нас.

Пейзаж словно взывает к нам: „Берегите природу, охраняйте тишину, думайте о себе..."

Поленов писал Виктору Васнецову:

„Искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит. В жизни так много горя, так много пошлости и грязи..." В этих слонах немалый гуманистический смысл.

Но напрасно читатель может себе представить Поленова как некоего певца бездеятельности и лишь созерцания.

Василий Дмитриевич был не только выдающийся живописец.

Его характер отличало высокое мужество, гражданственность. Известно, что Поленов вместе с Валентином Серовым отказался от звания академика в знак протеста против Кровавого воскресенья 1905 года!

Он жил на Пресне, в самом сердце Декабрьского восстания. Рисовал с натуры уличные баррикады, а это было вовсе не безопасно. Художник Василий Поленов не только оставил народу прекрасное живописное наследие.

Он свершил еще одно благородное дело, значение которого трудно переоценить.

Двенадцать лет своей жизни отдал преподаванию искусства в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Немало способствовал развитию таланта Исаака Левитана, Константина Коровина, Абрама Архипова, Сергея Иванова. Много он сделал совместно с Виктором Васнецовым для развития русского декоративного искусства.

Враг рутины, Поленов всегда поддерживал все настоящее в искусстве. Ему обязаны чуткой поддержкой Валентин Серов, Михаил Нестеров, Михаил Врубель, Борисов-Мусатов.