Ф.С. Рокотов (1735-1808)

Портрет графа Г. Г. Орлова в латах

1762-1763г, холст, масло
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Портрет графа Г. Г. Орлова в латах долгое время приписывался Л. Токе, французскому художнику при дворе Елизаветы Петровны. А. В. Лебедеву принадлежит атрибуция произведения Ф.С. Рокотову и новая датировка портрета. Исследователь справедливо отметил, что «Токе не мог написать портрета Орлова, так как художник уехал из России в 1758 г., когда Г. Орлов был еще „самым низким армейским офицером и не более как поручиком“ (А.Т. Болотов. Записки. Т.1. стр. 840.), находившимся на войне, и изображение его в орденской ленте могло быть написано только после возвышения, т. е. не ранее второй половины 1762 г.

Рокотовский портрет соответствует именно этому периоду, так как на нем фаворит Екатерины щеголяет именно теми орденскими знаками, которые он получил в 1762 г.

Григорий Григорьевич Орлов (1734—1783) —один из пяти братьев, возвысившихся при Екатерине II.

Он окончил сухопутный шляхетский корпус, служил в артиллерии и отличился во время Семилетней войны (1756—1763), в ходе которой был ранен при Цорндорфе.

В 1759 году Орлов, сменив Станислава Понятовского, стал фаворитом Екатерины Алексеевны, тогда еще цесаревны. Человеком он был, конечно, неординарным: герой, силач, бравый офицер, «безусловно, самый красивый мужчина империи» — так сказала о нем его венценосная любовница. Отчаянно смелый и решительный, Орлов вместе со своими братьями стал той силой, которая возвела Екатерин II на престол при государственном перевороте 28 июня 1762 года.

В благодарность новая императрица пожаловала Орловым графское достоинство и огромные имения. Григорий Григорьевич к тому же получил чин действительного камергера двора, чему в армии соответствовало звание генерал-майора.

На портрете Орлов изображен в тот момент, когда он в зените успеха и славы. На полотне нет ни загадочной рокотовской туманности, ни сложных оттенков цвета — все предельно ясно, и потому исследователи долго сомневались, Рокотов ли писал эту вещь: по музеям тогда немало висело, как выразился И. Грабарь, «рокотоидов».

На рокотовском холсте простой рубака-воин, только-только влиятельный вельможа с орденами и другими знаками высокого положения. Он в латах, которые уже в ту эпоху выглядели бутафорией; правая рука изящно лежит на шлеме, а левая, с претенциозно отставленным мизинцем, — на эфесе шпаги.

При всей парадности характер передан точно: видны и сила, и мощь, и решительность гвардейца, «попавшего в случай».

Григории Григорьевич долго оставался невенчанным мужем Екатерины II. Плодом их любви стал сын Алексей, впоследствии получивший фамилию Бобринский и графский титул. (Сохранился его детский портрет (Середина 1760-х гг. ГРМ), исполненный Рокотовым.) Вероятно, у них также была дочь Наталья, позднее графиня Буксгевден.

Орлов пытался вступить в законный брак с Екатериной II, вопрос обсуждался при дворе, однако вмешались лукавые советники, которые в итоге расстроили замысел фаворита. Императрица выстроила своему «сердечному другу» мраморный дворец, выхлопотала титул князя Римской империи, подарила перед опалой замок в Ропше.

Усадьбой Орловых под Москвой стала Семеновская Отрада.

В 1771 году Орлов подавлял «чумной» бунт в Москве. Во время первой турецкой войны он выдвинул план освобождения Греции и настоял на посылке флота в Средиземное море. Затем он возглавил делегацию, посланную для заключения мирного договора, но, выведенный из терпения дипломатическими проволочками, прервал переговоры, чем вызвал неудовольствие императрицы.

Его место при Екатерине Алексеевне было уже занято Васильчиковым, и Орлову пришлось временно покинуть Петербург. С 1775 года он оказался в отставке, окончательно утратив свое влияние после возвышения Г. А. Потемкина, с которым, судя по многим свидетельствам, царица была тайно обвенчана.

Григорий Орлов не отличался выдающимся государственным умом, однако старался пополнить свое образование в области естественных наук. Он поддерживал Екатерину II во многих ее благих начинаниях. Бывший лихой гвардеец стал одним из основателей Вольного Экономического общества, которое по его инициативе объявило тему для публичного обсуждения:

«Полезно ли дарование собственности крестьянам?»

Орлов и сам написал труд по агрономии, в котором содержится множество мудрых советов о бережном отношении к земле.

Он участвовал в Комиссии по составлению Уложения и был выбран в маршалы комиссии, но отказался от этого звания.

В 1777 году Орлов женился на своей двоюродной сестре Екатерине Николаевне Зиновьевой, фрейлине императрицы (сохранился ее портрет кисти Рокотова, ок. 1779, ГТГ). Однако брак оказался недолгим: через четыре года Екатерина Николаевна умерла. После ее смерти Орлов впал в душевное расстройство и в 1783 году также скончался.

Потомства Орлов не оставил.

(Пелевин Ю.А.)

(Подробнее)

Kартины Третьяковской галереи

Ф.Рокотов