Россика

ЧАСТЬ 3

Россикой обычно называется творчество иностранных художников, живших в России в XVIII – I пол. XIX вв.

ВРЕМЯ ИМП. ЕКАТЕРИНЫ II

Вторая половина 18-ого столетия богата иностранными фамилиями. Великолепный двор Екатерины II привлекл много известных художников. Бывшая принцесса Ангальт-Цербстская, невольно оказывала симпатии немцам. Именно немецкие художники заняли главенствующее положение при русском императорском дворе. В период ее правления (1762-1796) в России работали такие мастера, как Гергардт, Каспар, Грот, Кнап, Крейцингер, бр. Майр, Миллер, Набгольц, Паульсон, Баризьен, Тишбейн, Шварц, Хойзер и многие другие.

С 1762 по 1764 год в Петербурге работает итальянский живописец Стефано Торелли (1712-1764). Среди иностранных мастеров, работавших в России в XVIII веке, Торелли не самая яркая фигура Однако его работы изучались и копировались - так, `тореллиевский` тип портрета Екатерины II в рост в коронационном уборе (оригинал в ГРМ) повторялся А. Антроповым и И. Саблуковым, известна позднейшая реплика этого типа кисти В. Боровиковского. Также восхищение современников вызывали монументальные работы Торелли, созданные им панно и плафоны, в которых воплотился весь декоративный блеск европейского рококо.

Датский портретист Вигилиус Эриксен (1722-1782) был одним из самых известных портретистов у себя на Родине. В России он написал несколько портретов Екатерины II в разных костюмах, которыми она была довольна. Известны его портреты гр. П.И. Панина, И.И. Шувалова, гр. Миниха и его дочерей, кн. Д.М. Голицына, гр. Г.Г. Орлова, гр. Сиверса и других представителей русской знати.

Швед Александр Рослин (1718-1793) в Россию приезжал на короткий срок. Написал ряд прекрасных портретов Екатерины II, Павла I и его супруги Марии Федоровны, кн. К.А. Разумовского, Бецкого и его сестры. Художник работал достаточно правдиво, но без скучного протоколизма, присущего работам немецких художников. Его портреты царствующих особ служили для многократного копирования, в том числе и русскими портретистами, например, Рокотовым.

Всего 6 лет работал в России любимый художник венского двора и знати – Иоганн Баптист Лампи (1751-1830). В 1790 году он был приглашен в Яссы Потемкиным, где написал несколько портретов. После смерти Потемкина был приглашен Екатериной II в Петербург, где работал с 1792 по 1797 годы.

В 1794 году был избран академиком и вольным общником Академии художеств. Его авторитет в России был так велик, что директор петербургской Академии художеств граф В.П. Мусин-Пушкин, следуя советам Лампи, ввел целый ряд важных перемен в систему образования.
Уезжая из Петербурга, оставил свою мастерскую любимому ученику В.Л. Боровиковскому.

Не менее модным был француз Жан Луи Вуаль (1750-1804), ставший в 1780 году придворным художником малого двора. Известны его портреты Павла Петровича, Марии Федоровны и их детей, русской знати. В 1793 году, после революции во Франции, все художники должны были подписать указ Екатерины II об отречении от своей родины или выехать за пределы России. Вуаль предпочел уехать во Францию, но, за неимением работы, после смерти Екатерины вернулся в Россию. Работал в сдержанной, благородной манере.

Около 1787 года в Санкт-Петербург приехал Бенжамен Патерсен (1750 -1815) — живописец, акварелист и гравер.

Патерсен работал в портретной и жанровой живописи, но более известен пейзажами и городскими пейзажами. Он выполнил более 100 видов Санкт-Петербурга, среди них 33 картины маслом, остальные - акварельными красками и гравюры. В его произведениях необычайно тонко передана не только красота улиц, набережных, дворцов и парков, но и неповторимая атмосфера и колорит северного города.

ЧАСТЬ 1

Художники:

Россика