Петер Пауль Рубенс (1577-1640)
БИОГРАФИЯ
часть 1 часть 2 часть 3 часть 4 часть 5
«Я решил снова жениться,— пишет Рубенс другу,— потому что не чувствовал себя созревшим для воздержания и безбрачия. Я взял молодую жену, дочь честных горожан, хотя меня со всех сторон старались убедить сделать выбор при дворе... Я хотел иметь жену, которая бы не краснела, видя, что я берусь за кисти, и, сказать по правде, мне показалось жестоким потерять драгоценное сокровище свободы в обмен на поцелуи старухи».
Шестого декабря 1630 года состоялось бракосочетание Петера Пауля Рубенса «кавалера, секретаря тайного совета его величества и камер-юнкера ее высочества принцессы Изабеллы» с Еленой Фоурмент.
Елене было в ту пору шестнадцать лет. Белая, румяная, веселая, точно языческая богиня, она была воплощением мечты Рубенса. Художник любуется ею. Счастливый, он и в своих картинах воплощает стихийную силу всепобеждающей любви. Почти все лучшее, написанное Рубенсом в последнее десятилетие, освещено этим чувством.
Он рисовал ее всегда задолго до того, как она вошла в его жизннь - идеал пышной белокурой красавицы с красивым разрезом больших блестящих глаз - этот образ всегда присутствовал в произведениях Мастера. Как Пигмалион - он сначала сотворил руками эту модель, а потом она ожила.Рубенс пишет Елену в картинах:
Многочисленны портреты Елены:
Стремясь покончить с парадными заказами, он покупает загородное имение Стен, куда и переезжает из Антверпена. Он пишет пейзажи, в которых воспета родная земля — Фландрия.
Делакруа говорил Эдуарду Мане: «Надо видеть Рубенса, надо Рубенсом проникнуться, надо Рубенса копировать, ибо Рубенс — Бог».
Вершина творчества последних лет жизни художника — картина «Шубка» из собрания Венского музея. Возможно, художник не задавался целью специально писать портрет жены. Он, видимо, создан всего лишь в перерывах, когда Елена Фоурмент отдыхала от утомительного позирования. Полная раскованность, непринужденность позы и помогли создать шедевр. Он не побоялся - решил, что красота его Елены должна остаться навсегда: художник создал редкий по откровенности личного чувства образ обнаженной Елены с накинутой на плечи бархатной, отороченной мехом шубкой.
Рубенс переживает самую счастливую пору своей жизни, он счастлив так, как только может быть счастлив смертный. (Образ Елены присутствует во многих картинах)
Но недуг, много лет терзавший художника, властно заявляет о себе. Приступы ревматизма резко участились, страдания стали невыносимыми.
Двадцать седьмого мая 1640 года Рубенс составляет завещание. 29 мая нечеловеческие боли истощают его силы. У изголовья художника молодая жена. Беременная, она вдвойне беспомощна. Сутки продолжается сражение Рубенса со смертью.
Сердце не выдерживает. Днем 30 мая 1640 года великого художника не стало.
В приходских книгах значилось: «2 июня была отслужена заупокойная месса Петеру Паулю Рубенсу... Тело сопровождал хор церкви Богоматери и 60 факельщиков, причем факелы были украшены крестами из красного шелка...»
Он умер. Наследники быстро распродали работы художника, часть которых была приобретена Людовиком XIV.
Энциклопедическая натура Рубенса феноменальна. Славнейший живописец своего времени, эрудит, блестящий дипломат и в довершение всего ученый-антиквар, он умел не только ценить и приобретать, но и удачно продавать свои коллекции.
Его искусство вести ажурную, а порою весьма опасную игру с самыми представительными государственными деятелями эпохи, его макиавеллизм достойны удивления. В нем поразительно сочетался гениальный художник с деловым человеком, взлеты таланта — с весьма ординарными заботами купца. Калейдоскопическая ткань его карьеры дипломата, с бесконечными странствиями, со сложным переплетением интриг, удач и поражений, великолепно уживалась в нем с поистине вулканической энергией творца. Любой, изучая eгo наследие, поразится масштабности созданного Рубенсом.
Рубенс умел находить к давно известному, порой банальному сюжету ему одному ведомый ключ, и под прикосновением его кисти история сразу озарялась волшебным светом неисчерпаемой фантазии, порой, правда, окрашенной легкой улыбкой все знающего и много повидавшего человека.
Ученики. Это слово звучит особенно, когда мы вспоминаем имена его помощников: Ван Дейка, Иорданса, Снайдерса. Но, кроме этих, по существу, соратников Рубенса, были десятки ныне забытых художников, помогавших выпускать огромную по количеству продукцию «фирмы Рубенс». Собрания мира заполнены подобного рода картинами, где сам автор, создав эскиз, лишь проходил в конце готовый холст. Размах поставленного дела (более двух тысяч картин), уровень выучки и мастерства его помощников создали Рубенсу мировую славу.
Но не за это ценим мы сегодня Рубенса. Художник в течение своего долгого творческого пути, а особенно в поздний период, создал произведения, в которых с особенной, ему одному присущей жизнерадостной мощью воспел бытие, воспел жизнь. И глядя сегодня на картины великого художника, мы с особенной остротой вспоминаем слова Крамского: «Говоря по правде, мы лепечем. Вот старые мастеpa говорили».
часть 1 часть 2 часть 3 часть 4 часть 5