Петер Пауль Рубенс (1577-1640)
Cерия Медичи
Цикл из 24 картин, 1622-1625г
Лувр, Париж, Франция
В начале 1622, Марии Медичи, вторая жена французского короля Генриха IV, а после его смерти в 1610 году, регентшa при малолетнем Людовике ХIII, заказала Рубенсу огромный цикл (24 большие картины) на темы из своей собственной биографии. Королева-мать только что помирилась со своим сыном. Вернувшись в Люксембургский дворец, который покинула из-за ссоры, она решала украсить галереи работами Рубенса. Одну - сценами из своей жизни, другую - прославляющие её мужа, погибшего от руки убийцы.
Задача была нелёгкая. Королева не была красива, ничем не блистала, кроме безмерного честолюбия и склонностей к интригам.
Образ Марии Медичи, созданный в этом цикле, значительно отличается от рисунков, сделанных Рубенсом, по-видимому, непосредственно с натуры.
Зрители видят немолодую женщину с оплывшей жирной шеей, с нависающим пухлым двойным подбородком, большой нос, близко расположенные к переносице маленькие глазки, низкий лоб. Только с натуры, пристально вглядываясь и мгновенно перенося на бумагу увиденные черты, можно сделать такой беспощадный портретный набросок. Здесь нет места фантазиям и спасительным аксессуарам. Только правдивые, безжалостно переданные художником черты ожиревшего лица и довольно тупое выражение взгляда королевы-матери запечатлел на своем рисунке Рубенс. Это маловыразительное лицо предстояло Рубенсу изобразить на парадном портрете и в огромном цикле.
Насколько Рубенс был опытным дипломатом и политиком, настолько же эти его качества проявлялись и в официальных портретах. Портретные образы коронованных особ представали перед зрителями умело преподнесенными портретистом: все природные недостатки скрашивались и уходили в тень, а пышность костюма, величие обстановки должны были чисто внешне придать фигурам портретируемых необходимую значительность и торжественность.
И до Рубенса и после него многие живописцы шли этим знакомым для официальных портретистов путем. Скрывая многие внешние и внутренние недостатки модели, приукрашивая и идеализируя ее, Рубенс писал портреты Марии Медичи.
Первое посещение Рубенсом Парижа длилось шесть недель, и было предназначено только для предварительного обсуждения деталей заказа. Однако, Рубенс напряженно работал: он осмотрел дворец, где должен был быть расположен цикл, наметил размеры полотен, написал парадный портрет Марии Медичи и начал портреты короля Людовика XIII и его жены Анны Австрийской, которые окончил в период 1622-25г.
Переговоры вёл советник Королевы, Клод Можи, горячий сторонник способности Рубенса выполнить такой огромный заказ (учитывая и цикл картин о Генрихе IV). Он публично объявлял, что никто, и за десять лет, не выполнит то, что Рубенс предполагает сделать за четыре года.
Было решен и согласовано всеми сторонами, что Рубенс закончит два цикла картин (художественное оформление двух полных галерей в Люксембургском дворце) за двадцать тысяч крон. Первый цикл - 24 картины, включая портреты Королевы и её родителей.
Действительно, заказ был одним из самых трудных, которые Рубенс будет когда-либо выполнять, поскольку он не только должен был соответствовать пространственным требованиям, но и скрыть многое из жизни Марии, чтобы не оскорбить ее, и так обращаться с тем, что он выбрал, чтобы не оскорбить короля Людовика ХIII.
Что мог придумать Рубенс, чтобы показать жизнь склочной, раздражительной, праздной и некрасивой Марии Медичи, не перестающей устраивать заговоры против собственного сына?
Он выбрал аллегорию. Обладая огромным воображением, Рубенс окружил Королеву олимпийскими богами, водными нимфами и купидонами, судьбами и всевозможными добродетелями. Они сопровождает королеву всюду, при различных событиях её жизни. Таким образом, довольно скучные, истинные исторические факты с необыкновенным изяществом и мастерством, замаскированы богатой архитектурой, нарядами, необыкновенно красивыми персонажами.
С помощью такого приема он не только облагородил Марию с ее дурным характером, но также резким контрастом противопоставил французских придворных в роскошных одеждах обнаженным богам и полубогам, которых он так любил рисовать. Все многочисленные персонажи картин действуют вокруг Марии Медичи, оттеняя ее помпезное величие, подчеркнутое художником.
Картины из серии Медичи стали самыми драгоценными сокровищами Франции и одним из самых ярких, одержанных художником, триумфов. Ничем не блиставшая при жизни, кроме безмерного честолюбия и склонностей к интригам, Мария Медичи, тем не менее, сохранила память о себе благодаря этому циклу картин, созданному Рубенсом и его мастерской.
Сейчас, 24 картины размещены в специально построенной галерее в крыле Ришелье, Лувр. С 1871 по 1989гг там находилось Министерство финансов. Президент Франсуа Миттеран передал здание музею. 18-ого ноября 1993, дата двухсотлетия музея Лувра, крыло Ришелье было открыто для посещений. Галерея Медичи, единственный зал, где архитектура переплетается с живописью. Огромный железобетонный портик был специально построен, чтобы создать этот зал 40м х 40м и высотой 12м.
Список картин
- Судьба Марии Медичи
- Рождение Марии Медичи
- Образование Марии Медичи
- Представление портрета
- Брак по доверенности
- Прибытие в Марсель
- Встреча в Лионе
- Рождение Людовика XIII
- Учреждение регентства
- Коронация Марии Медичи
- Смерть Генриха IV и провозглашениe регентства
- Совет Богов
- Победа при Жюлье
- Счастье регентства
- Обмен принцессами
- Совершенолетие Людовика XIII
- Бегство из замка Блуа
- Договор в Ангулеме
- Договор в Анжу
- Примирение с сыном
- Триумф Правды
- Мария Медичи в образе Минервы
- Портрет Джоанны, эрц-герцогини Австрийской
- Портрет Франческо I, герцога Tосканского