Жизнь Марии Медичи (1573-1642)
ЧАСТЬ 1 ЧАСТЬ 2 ЧАСТЬ 3
В начале 1622, Марии Медичи, вторая жена французского короля Генриха IV, а после его смерти в 1610 году, регентшa при малолетнем Людовике ХIII, заказала Рубенсу огромный цикл (24 большие картины) на темы из своей собственной биографии. Королева-мать только что помирилась со своим сыном. Вернувшись в Люксембургский дворец, который покинула из-за ссоры, она решала украсить галереи работами Рубенса. Одну - сценами из своей жизни, другую - прославляющие её мужа, погибшего от руки убийцы.
Задача была нелёгкая. Королева не была красива, ничем не блистала, кроме безмерного честолюбия и склонностей к интригам.
Образ Марии Медичи, созданный в этом цикле, значительно отличается от рисунков, сделанных Рубенсом, по-видимому, непосредственно с натуры.
Зрители видят немолодую женщину с оплывшей жирной шеей, с нависающим пухлым двойным подбородком, большой нос, близко расположенные к переносице маленькие глазки, низкий лоб. Только с натуры, пристально вглядываясь и мгновенно перенося на бумагу увиденные черты, можно сделать такой беспощадный портретный набросок. Здесь нет места фантазиям и спасительным аксессуарам. Только правдивые, безжалостно переданные художником черты ожиревшего лица и довольно тупое выражение взгляда королевы-матери запечатлел на своем рисунке Рубенс. Это маловыразительное лицо предстояло Рубенсу изобразить на парадном портрете и в огромном цикле.
Насколько Рубенс был опытным дипломатом и политиком, настолько же эти его качества проявлялись и в официальных портретах. Портретные образы коронованных особ представали перед зрителями умело преподнесенными портретистом: все природные недостатки скрашивались и уходили в тень, а пышность костюма, величие обстановки должны были чисто внешне придать фигурам портретируемых необходимую значительность и торжественность.
И до Рубенса и после него многие живописцы шли этим знакомым для официальных портретистов путем. Скрывая многие внешние и внутренние недостатки модели, приукрашивая и идеализируя ее, Рубенс писал портреты Марии Медичи.
Первое посещение Рубенсом Парижа длилось шесть недель, и было предназначено только для предварительного обсуждения деталей заказа. Однако, Рубенс напряженно работал: он осмотрел дворец, где должен был быть расположен цикл, наметил размеры полотен, написал парадный портрет Марии Медичи и начал портреты короля Людовика XIII и его жены Анны Австрийской, которые окончил в период 1622-25г.
Переговоры вёл советник Королевы, Клод Можи, горячий сторонник способности Рубенса выполнить такой огромный заказ (учитывая и цикл картин о Генрихе IV). Он публично объявлял, что никто, и за десять лет, не выполнит то, что Рубенс предполагает сделать за четыре года.
Было решен и согласовано всеми сторонами, что Рубенс закончит два цикла картин ( художественное оформление двух полных галерей в Люксембургском дворце) за двадцать тысяч крон. Первый цикл - 24 картины, включая портреты Королевы и её родителей.
Действительно, заказ был одним из самых трудных, которые Рубенс будет когда-либо выполнять, поскольку он не только должен был соответствовать пространственным требованиям, но и скрыть многое из жизни Марии, чтобы не оскорбить ее, и так обращаться с тем, что он выбрал, чтобы не оскорбить короля Людовика ХIII.
Что мог придумать Рубенс, чтобы показать жизнь склочной, раздражительной, праздной и некрасивой Марии Медичи, не перестающей устраивать заговоры против собственного сына?
Он выбрал аллегорию.
Обладая огромным воображением, Рубенс окружил Королеву олимпийскими богами, водными нимфами и купидонами, судьбами и всевозможными добродетелями. Они сопровождает королеву всюду, при различных событиях её жизни. Таким образом, довольно скучные, истинные исторические факты с необыкновенным изяществом и мастерством, замаскированы богатой архитектурой, нарядами, необыкновенно красивыми персонажами.
С помощью такого приема он не только облагородил Марию с ее дурным характером, но также резким контрастом противопоставил французских придворных в роскошных одеждах обнаженным богам и полубогам, которых он так любил рисовать. Все многочисленные персонажи картин действуют вокруг Марии Медичи, оттеняя ее помпезное величие, подчеркнутое художником.
26 апреля 1573г, во Флоренции, у Великого герцога Tосканского Франческо I Медичи и его жены Джоанны, эрцгерцогини Австрийской, родился ещё один ребёнок дочь Мария.
В 1578г Джоанна умерла. Вскоре Франческо I женился снова. Дети от первого брака находились далеко от отца во дворце Питти, во Флоренции. Среди них была и Мария.
19 октября 1587г, во Флоренции, внезапно умер Великий герцог Tосканский Франческо I. Его место занял брат, кардинал Фердинандо, оставивший кардинальский сан, чтобы стать Великим герцогом Тосканским под именем Фердинанда I. Племянники попали под его опеку.
Мария жила с братом и сёстрами.
После смерти брата и сестры и брака старшей сестры Элеоноры, герцогини Мантуи, ей подобрали компаньонку. Это была Леонора Дори, впоследствии известная как Леонора Галига (позже, жена Кончино Кончини). Умная, хорошо образованная Леонора надолго стала фавориткой Марии Медичи.
Одна сиенская монахиня, Пасситея, предсказала Марии Медичи, что она станет королевой, поэтому упрямая Мария решила, что она станет королевой Франции, и никакой другой страны.
Ей не раз делали предложения, но принцесса упорно отклоняла их, несмотря на несладкую сиротскую жизнь при дворе дяди, Фердинанда I.
Она ждала своего часа и дождалась: в возрасте 27 лет в 1600 году она все-таки вышла замуж за французского короля Генриха IV.
Генрих IV, у которого были большие долги, в том числе и дому Медичи, решил развестись с первой женой Маргарет де Валуа и жениться на богатой невесте Марии Медичи.
Дядя, Фердинанд I, давал приданое в шестьсот тысяч крон за её брак. Договор был составлен и подписан. Но брак с Марией Медичи состоялся позже, во Франции, сразу после развода с первой женой.
Мария принесла Генриху IV самое большое приданое за всю историю Франции.
27 сентября 1601 Мария Медичи родила Людовика ХIII, будущего короля Франции, и в течение следующих восьми лет, она родила королю еще пятерых детей (Елизавета, королева Испанская и Генриетта, королева Английская её дочери).
Однако, их отношения были напряженные. С самого начала всё пошло не так как надо и их жизнь становилась адом. Это была несчастная договорённость, разрушаемая мстительной и ревнивой любовницей короля Генриеттой д'Этранг. Король обещал жениться на ней, но предпочёл богатую невесту. Однако и любовницу оставил при дворе.
Возможно, что Мария была бы довольной и добродушной женой, но ежедневные издевательства Генриетты, превратили её в скучную, холодную и ненавистную для мужа.
Время от времени бывали открытые ссоры. Мария упрекала в бесконечных изменах, король презирал ее недобросовестных фаворитов флорентийцев, Кончино Кончини и его жену Леонору.
В марте 1610, Генрих IV, который готовился ввести войска в Германию против испанцев, назначил Марию регентом, вместо себя.
Уступая настойчивым просьбам, чтобы упрочить её власть в отсутствии законного короля, Генрих IV дал согласие на коронацию Марии Медичи. 13 мая 1610 её короновали.
ЧАСТЬ 1 ЧАСТЬ 2 ЧАСТЬ 3