Петер Пауль Рубенс (1577-1640)

Автопортреты

До Рубенса в мировом искусстве никто не писал так много автопортретов, как он. После него среди величайших живописцев мира один только Рембрандт значительно превосходит его в этой области портретного творчества.

Все автопортреты Рубенса написаны без пышности и аксессуаров, свойственных барочным портретам, стиль которых во многом создал и утвердил в Европе сам художник. Нет в них и вульгарного самолюбованья, скорее они — интимные автобиографии, чем собственное превознесение достоинств и добродетелей живописца. Особенно выделяется в этом отношении автопортрет из коллекции дома Рубенса в Антверпене, где все внимание сосредоточено на изображении лица художника, на добром и живом выражении красивых карих глаз.

Иногда Рубенс рисовал себя в многофигурных композициях, например, среди кавалеров большой картины «Сад любви» из мадридского музея Прадо или на мюнхенском холсте «Прогулка», где Рубенс, воодушевленный своим новым семейным счастьем с Еленой. Фоурмент, изобразил себя и жену среди цветущего сада. Эти автопортреты озарены его любовью к молодой Елене Фоурмент и близки по своей внутренней характеристике к антверпенскому автопортрету.

Автопортреты Рубенса — дневник жизни художника и человека, написанный немногословно, сдержанно, но ярко и необычайно выразительно. На его автопортретах запечатлена вся его жизнь.

Радостный и задумчивый юноша — в «Автопортрете с мантуанскими друзьями». Молодой, уверенный в себе мужчина — в "Автопортрете с Изабеллой Брант"("Жимолостная беседка").

Зрелый муж, дипломат и всемогущий, известный всей образованной Европе живописец — на автопортретах в музее Уффици и в королевском собрании Виндзорского замка в Англии.

Когда смотришь на автопортреты Рубенса, то пытаешься найти такие черты его внешнего и внутреннего облика, которые позволили бы угадать, как создавались образы его полотен.

Автопортреты Рубенса по своему характеру противоположны декоративным формам, и образам его живописи. Глядя на внешность Рубенса, обрисованную его собственной рукой, скорее, представляешь его искусство строгим, сдержанным, расчетливым в каждой мелочи и детали и в меньшей степени таким, каким оно выглядит перед публикой в крупнейших музеях мира своими огромными, щедрыми на образы, символы и аллегории композициями.

Рубенс был дипломатом и философом и научился скрывать свои чувства под маской внешнего равнодушия, спокойствия и еле заметного, но явного то ли превосходства, то ли презрения, отразившегося на его поздних автопортретах. Может быть, это было печатью разочарований в придворной деятельности, в хитросплетениях дипломатии и интриг, сопутствовавших ей, в которых ему приходилось принимать активное участие.

А может быть, это была печать внутреннего презрения к тщеславию и суете людской, от которых он полностью отошел в конце своей жизни, занимаясь только живописью и искусством в кругу своей семьи, или у себя в антверпенском доме, или на природе, в замке Стен.

Многоопытный и полный собственного достоинства, величественный и спокойный человек, слегка презрительный и печальный — таков Рубенс в последнем автопортрете(1639г) из Музея истории искусства в Вене. Он твердо прошел свой жизненный путь, обретя славу, богатство, знатность, все радости семейного и домашнего очага.

30 мая 1640 года Рубенс умер, оплакиваемый всем Антверпеном. После его смерти семья Рубенса обратилась в магистрат города:

«Покойного господина Рубенса за несколько дней до его смерти спросили, не желает ли он в приходской церкви св. Иакова, которую он избрал для своего погребения, выстроить погребальную капеллу для него и его потомков, на это он с природной своей мягкостью и учтивостью ответил, что ежели его вдова, совершеннолетние дети и опекуны малолетних детей сочтут, что он заслужил такой памятник, то пусть выстроят такую капеллу и без особого его распоряжения».

Впоследствии и его семья и жители Антверпена сделали все для увековечивания памяти великого фламандского художника, прославившего свой родной город и свою родную землю — Фландрию.

Рубенс