Тинторетто (1518-1594)

Якопо Робусти, более известный как Тинторетто — живописец венецианской школы позднего Ренессанса.

Биография

Тинторетто. Автопортрет
Автопортрет

Ранние годы и ученичество

Художник родился в Венеции, по разным источникам (между концом сентября и началом октября 1518 — в 1519, либо 1518 году. Он был старшим из 21 ребёнка, родившихся в семье.

Своё прозвище Тинторетто («маленький красильщик» или «сын красильщика») он получил по профессии отца, бывшего красильщиком тканей (tintore). Возможно, подлинная фамилия отца Комин (Comin). По поводу происхождения существуют две версии, по одной семья вышла из Брешии (Ломбардия), бывшей в то время частью Венецианской республики, по другой версии, они были выходцами из Лукки.

Очень рано обнаружив необыкновенную способность сына к живописи, отец отдал его в ученики к Тициану в 1533 году, но в студии мастера Якопо провёл не более 10 дней, после чего Тициан, как гласит предание, не захотел держать его дольше у себя, предугадывая в нём опасного себе соперника. Однако, можно предположить и другое объяснение: увидев в ученике большой талант и склонность к совершенно иной манере письма, Тициан понял, что едва ли сможет его учить.

Как сам Тициан, так и его последователи, относились к Тинторетто довольно холодно, временами пренебрежительно, однако Тинторетто не обращал на это внимания и, благоговея перед своим бывшим наставником, стремился в своих произведениях соединять тициановские блеск и силу красок с совершенством рисунка, которым, по его мнению, никто не обладал в такой степени, как Микеланджело. Он даже написал в видном месте на стене у себя в мастерской девиз своего искусства: «Рисунок — как у Микеланджело, колорит — как у Тициана» (итал. il disegno di Michelangelo ed il colorito di Tiziano). Также испытал влияние, Рафаэля и Джулио Романо.

Изучая скульптуру по микеланджеловским изваяниям Ночь, Утро, День и Вечер, Тинторетто (как и Тициан) овладел лепкой из воска и глины, что впоследствии помогало ему выставлять композицию своих картин. Нередко он пользовался трупами и препаратами из анатомических кабинетов, как одетыми, так и нагими. С этого времени он приучается работать не только днём, но и ночью.

Творческий путь

Влияние флорентийского и венецианского художников не заглушило в нём самостоятельности: заимствованные от них элементы переработались у него в новый, индивидуальный стиль, отличительные качества которого — живая драматичность композиции, смелость мастерского рисунка, своеобразная живописность в распределении света и теней, теплота и сила красок, широкий приём письма. Станковые произведения («Св. Георгий»; «Обращение Савла»; «Христос омывает ноги ученикам») демонстрируют близость маньеризму. Сочиняя и исполняя свои произведения с удивительной лёгкостью, занимаясь ими день и ночь, простирая свою нестяжательность до такой степени, чтобы работать даром для своих товарищей и возмещать себе только расход на краски, Тинторетто не замедлил приобрести громкую известность наравне с Тицианом и Паоло Веронезе. Однако не все его работы хороши в одинаковой степени, что объясняется поспешностью, с какой они иногда исполнялись. В первое время он занимался ими не торопясь, более внимательно, а потому почти все они выходили удачными; впоследствии же, будучи осаждаем заказами, он нередко писал наскоро, небрежно, и тогда из-под его кисти порой появлялись вещи, недостойные его имени.

Ранние работы не сохранились. Наиболее замечательны картины Тинторетто, относящиеся к первой поре его деятельности:

  • «Грехопадение Адама и Евы» и «Убийство Авеля», исполненные совершенно в духе Тициана (обе находятся в венецианской академии художеств)
  • «Поклонение золотому тельцу» и «Страшный Суд», две огромные картины в хоре церкви Санта-Мариа дель Орто, в Венеции, в которых уже заметна его оригинальность
  • в полном блеске талант Тинторетто выказывают «Чудо св. Марка» (в Галереи академии), «Брак в Кане Галилейской» (в ризнице церкви Санта-Мариа делла Салуте), «Философ Диоген» (в Новой Библиотеке, в Венеции), «Открытие мощей св. Марка в Александрии» и «Перенесение их на корабль» (в Ст. Библиотеке, там же)
  • многие другие картины, рассеянные по разным европейским музеям, например «Венера, Вулкан и Амур» (в Старой Пинакотеке, в Мюнхене), «Рождество Христово» и «Омовение ног» (в Эскориальском дворце, в Мадриде), «Несение креста» (в венской галерее), «Девять муз» (в Гемптонкортском музее в Лондоне), «Юдифь» (в мадридском музее дель-Прадо) и «Рождество Иоанна Крестителя» (в Эрмитаже, в СПб.).

Тинторетто. Обретение мощей апостола Марка (1548)
Обретение мощей апостола Марка (1548)

Работал преимущественно по заказам религиозного братств мирян (скуол): полотно «Св. Марк, спасающий раба», росписи стен и плафонов для Скуола-Гранде-ди-Сан-Рокко. Важнейшим государственным заказом для Тинторетто стали росписи во Дворце дожей после пожаров 1574-77. Писал также портреты (дожа А. Мочениго, М. Гримани) и мифологические картины («Происхождение Млечного пути», «Венера, Марс и Вулкан»).

С наибольшей яркостью характеризуют искусство Тинторетто работы, составившие циклы декоративных панно и позволившие его «манере письма» воплотиться в грандиозных и драматичных композициях. Из его настенных панно и плафонов, также созданных в технике масляной живописи, особенно великолепны находящиеся в Скуола Сан-Рокко («Распятие, или Голгофа», «Избиение младенцев», «Мария Магдалина в пустыне», «Медный змий» и др.) и во Дворце дожей в Венеции (колоссальное «Воскресение праведников, или Рай», «Венеция — богиня морей», «Завоевание Цары» и др.).

Занимаясь преимущественно исторической живописью, Тинторетто охотно писал также и портреты, из которых многие поражают превосходной постановкой фигур, выразительностью, силой красок и широким приёмом исполнения. Таковы, например, портреты дожа Николо да Понте (в венской галерее), адмирала Н. Капелло (у герцога Девонширского, в Англии), медика А. Везалия (в мюнхенской пинакотеке), самого художника (в копенгагенском музее) и некоторые др.

Тинторетто. Аполлон и Марсий. Национальная картинная галерея Армении
Аполлон и Марсий. Национальная картинная галерея Армении
  • Всецело преданный искусству, Тинторетто воспитал в любви к нему и своих детей. Его дочь, Мариетта Робусти[en] (1560—1590), получившая образование под отцовским руководством, успешно занималась портретной живописью. Немецкий император Максимилиан и король Филипп II Испанский приглашали её к себе на службу, но она не захотела расстаться с отцом. Брат художницы, Доменико Робусти (1560—1635), подобно сестре, ученик своего отца, усвоил себе его манеру и пользовался известностью преимущественно как искусный портретист.

    Работы Тинторетто