Тициан Вечеллио (1490-1576)
Beнepa с органистом и купидоном
1548г, холст, масло, 148 x 217 см
Музей Прадо, Мадрид, Испания
"Beнepa с органистом и купидоном" была создана Тицианом в его второй приезд в Аугсбург. В этой картине художник обратился к своей излюбленной теме. Венера для него — символ плотской любви.
Первой из тициановских Венер была Венера Урбинская, находящаяся сейчас в галерее Уффици. Позднее он соединяет тему любви с темой музыки. На картине руки органиста касаются клавиш, но весь взгляд устремлен на Венеру. Очевидно, что зрительное восприятия красоты Тициан эстетически связывает с музыкальным звучанием, картина проникнута внутренней музыкальностью.
Ее композиция построена на ритмическом сопоставлении горизонтальных и вертикальных элементов: горизонтального ложа и лежащей на нем прекрасной женщиной, и вертикалей органных труб, постепенно переходящих в вертикали деревьев простирающегося вдаль пейзажа.
Вся картина звучит как гимн полнокровной чувственности земной жизни.
Колористически она решена на противопоставлении красно-коричневых и прозрачных зеленовато-желтых тонов с поистине тициановской живописной щедростью.
В самой теме этой работы скрыта некоторая усмешка, предназначенная заказчику картины. Дело в том, что Карл V и его сын, будущий испанский король Филипп II, объявили себя "защитниками веры", и в Испании изображение обнаженного женского тела и было под строжайшим запретом. Однако, они охотно заказывали Тициану картины на весьма фривольные темы.