Диего Веласкес (1599-1660)
Пряхи (История Арахны)
1657г., холст, масло,220 x 289 cм
Музей Прадо, Мадрид, Испания
Долгое время эта картина называлась "Пряхи" или "Фабрика гобелена Санта-Исабель в Мадриде". Однако, в 1948г, Диего Ангуло Инигес(Angulo Iniguez) указал на связь между описанием Веласкеса сцены и легенде об Арахне (в инвентарной записи 1664г есть ссылка на "Fabula de aragne").
Действительно, если на картине сцена из жизни ткачих гобеленов, то неясно, что происходит на втором плане.
Но вспомним легенду: у Афины-Палады, богини, которая дает мудрость и знание, учит людей искусствам и ремеслам, возник спор с молодой девушкой Арахной. Славилась Арахна своим искусством ткать. "Арахна пряла из нитей, подобных туману, ткани, прозрачные, как воздух. Гордилась она, что нет ей равной на свете в искусстве ткать."
"И вот под видом седой, сгорбленной старухи, опершейся на посох, предстала перед Арахной богиня Афина и сказала ей: - Не одно зло несет с собой, Арахна, старость: годы несут с собой опыт. Послушайся моего совета: стремись превзойти лишь смертных своим искусством. Не вызывай богиню на состязание. Смиренно моли ее простить тебя за надменные слова, молящих прощает богиня."
Арахна проиграла состязание и Афина превратила её в паука-Арахну.
Если принять версию, что художника вдохновила книга Овидия "Метаморфозы", которая, конечно же, имелась в его библиотеке, то картина становится понятной.
Таким образом, молодая женщина, слева - Арахна; у прялки - Афина, в образе старой женщины. На заднем плане картины, способом "одновременных эпизодов," показана вторая часть легенды : Арахна стоит перед своим гобeленом, вытканным на тему "Похищение Европы" по картине Тициана. (По легенде Арахна "изобразила на своем покрывале много сцен из жизни богов, в которых боги являются слабыми, одержимыми человеческими страстями.")
Рядом - Афина, в шлеме и броне. Три женщины, справа, могут символизировать богинь Судьбы.
Музей Прадо-испанская живопись