М.А. Врубель (1856-1910)
Демон (сидящий)
1890г, холст, масло, 115 х 212,5 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
В письме к сестре от 22 мая 1890 года читаем:
"Вот уже с месяц я пишу Демона, то есть не то чтобы монументального Демона, которого я напишу ещё со временем, а демоническое полуобнажённая, крылатая, молодая уныло-задумчивая фигура сидит, обняв колена, на фоне заката и смотрит на цветущую поляну, с которой ей протягиваются ветви, гнущиеся под цветами."
Это и есть картина, известная под названием "Демон сидящий" - первая из обширной демонической сюиты, включающей и живопись, и рисунки, и скульптуру. "Демон Врубеля" - существо прежде всего страдающее.
Страдание в нём превалирует над злом, и в этом особенность национально-русской трактовки образа. Современники видели в его "Демонах" символ судьбы интеллигента, романтика, пытающегося бунтарски вырваться из безобразной реальности в ирреальный мир мечты, но повергаемого в грубую действительность земного. Тоска по музыке цельного человека, внутренний камертон знаменитого "Демона" (сидящего) (1890).
В его могучих, надломленных формах нашёл воплощение, по словам Врубеля, дух не столько злобный, сколько "страдающий и скорбный, но при всём том дух властный [?] и величавый".
Мощный торс с напряжённо сомкнутыми руками как бы "сдавлен" узким вытянутым прямоугольником холста; стихийная сила героя скована кристаллами фантастических цветов; его лик таит инфернальное величие и вместе с тем человеческую беззащитность.
Взгляд Демона, обращённый к вечным тайнам природы, устремлён вдаль, туда, где багрово-золотая магма заката разрывает темноту неба. Мозаичная кладка светоносных мазков создаёт образ возвышенно-поэтического мира.