Начало галереи

Иван Иванович Фирсов (1733 - не ранее 1785)

И.И.Фирсов (1733-не ранее 1785)

Юный живописец

1765 — 1766 (?), холст, масло, 67 x 55 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Картина Ивана Фирсова «Юный живописец» - одно из первых произведений русской жанровой живописи. Архивные документы свидетельствуют, что русский художник Иван Фирсов вышел из среды московского купечества. Четырнадцатилетним подростком он был определен для обучения к художникам-декораторам в Канцелярию от строений, ведавшую архитектурными и декоративными работами, и числился там до 1756 года, участвуя в исполнении больших декоративных полотен для дворцов и церквей, оформляя вместе с другими своими коллегами пышные празднества.

Фирсов работал под руководством многих крупных мастеров декоративной живописи того времени, в том числе и известного итальянского художника-декоратора Валерьяни. С годами его, по-видимому, все чаще и чаще привлекали к исполнению сложных театральных декораций. Имя Фирсова упоминается в связи с постановкой первой русской оперы "Альцеста" на текст Сумарокова в 1758 году; он участвовал в оформлении представлений в Ораниенбаумском дворце, а позже его имя мы встречаем в списках сотрудников Дирекции императорских театров.

В начале 1765 года для усовершенствования в искусстве Фирсов был отправлен в Париж. Он посещал мастерскую Вьена, стремясь повысить свое мастерство в области декоративной живописи и в изображении натуры, пробовал писать эскизы на мифологические сюжеты, много рисовал.

Фирсов в Париже впервые открыл для себя искусство как область духовной жизни. В Париже или, может быть, сразу по возвращении в Россию (а он приехал на родину в конце 1768 года) и написал художник "для себя", вне заданий, "Юного живописца".

По возвращении в 1768 году в Россию работал декоратором по оформлению оперных спектаклей. Сведения об этом времени крайне скудны, о последних годах жизни И.И. Фирсова отсутствуют вовсе. Но картина-то его замечательна. В картине привлекают простота и безыскуссность, тонкость цветового решения, искренность, свежесть чувств.

Сюжет этой картины незамысловат. В просторной, залитой ровным светом мастерской сидит перед мольбертом мальчик-художник и с увлечением пишет портрет девочки. Взрослая женщина, мать или старшая сестра, уговаривает маленькую натурщицу сидеть спокойно и сохранять позу. У ног художника стоит раскрытый ящик с красками, на столе - обычный реквизит живописной мастерской: мраморный бюст, несколько книг, манекен из папьемаше, изображающий человеческую фигуру.

Сценка, написанная Фирсовым, кажется выхваченной из жизни. Художник искусно передает непринужденную естественность поз и движений. С меткой наблюдательностью, свойственной подлинному реалисту, изображены спокойная и ласковая строгость матери, лукавство и нетерпение маленькой натурщицы, самозабвенное увлечение юного живописца. Правдивая верность характеров и создает то чувство поэтического очарования, которым проникнута вся картина.

В «Юном живописце» все празднично, артистично, необыденно; и яркие краски одежд, и чудесная зеленая занавеска, и картины на стенах, и атрибуты искусства на столе. Необычна и прекрасна цветовая гармония в целом.

Примечательна и загроможденность сцены предметами и фигурами: картины и скульптуры теснятся слева, чтобы оставить место для девочки с матерью, мольберт заслоняет от художника его модель. Свободного пространства, интерьера, в котором заключается душа бытового жанра, здесь почти не остается...

И все же частная жизнь у домашнего очага впервые в русской живописи появляется на этой картине. Выполненная в шарденовском стиле картина И. Фирсова, подобно той единственной ласточке, которая весны не делает, не положило начало бытовой живописи в России — время еще не пришло..

По уровню художественного мастерства картина Фирсова принадлежит к числу самых совершенных произведений русской живописи XVIII века. Вполне очевидно, что Фирсов - первоклассный художник, безупречно владеющий средствами живописного выражения. Его рисунок отличается свободой и точностью; пространство, в котором развертывается сцена, построено с безукоризненным умением, в композиции не чувствуется никакой нарочитой схемы, она естественна и вместе с тем ритмична.

Особенной поэтической выразительностью наделен колорит картины, с его розово-серой, серебристой гаммой, так хорошо передающей душевную атмосферу героев Фирсова.

По своему содержанию, замыслу и изобразительной форме "Юный живописец" не встречает аналогий в русском искусстве XVIII столетия. В коротенький список русских художников XVIII века, работавших в области бытового жанра, входят, кроме Фирсова, портретист М. Шибанов с картинами "Крестьянский обед" и "Празднество свадебного договора" и исторический живописец И. Ерменев, автор удивительной по силе акварельной серии, посвященной изображению русских крестьян.

Развитие жанровой живописи в XVIII веке шло замедленным темпом. Она почти не имела спроса среди заказчиков и не пользовалась покровительством Академии художеств. Среди русских художников были специалисты по портрету, по исторической живописи, были декораторы и к концу столетия появились пейзажисты, но не было ни одного мастера, который целиком посвятил бы себя бытовому жанру.

Фирсов со своим "Юным живописцем" занимает хронологически первое место в этом списке. О судьбе и дальнейшем творчестве художника до нас не дошло почти никаких сведений. Имя этого мастера появилось в истории русского искусства и заняло в ней почетное место, в сущности, совсем недавно.

В XIX веке "Юный живописец" числился работой А. Лосенко и даже имел его поддельную подпись "A. Losenko 1756". Правда, уже в начале XX века специалистам-искусствоведам было вполне ясно, что картина не имеет ничего общего с творчеством Лосенко. Но ее авторство оставалось гадательным. Высказывались разнообразные предположения, клонившиеся к тому, что автора этой картины следует искать среди западноевропейских мастеров. Было даже названо имя известного немецкого гравера и живописца Д. Ходовецкого.

Не все имена русских живописцев,дошли до нашего времени. Ивану Ивановичу Фирсову, в какой-то мере повезло. Его авторство единственной дошедшей до нас картины было окончательно подтверждено лишь в начале ХХ века. В 1913 году по инициативе И. Грабаря подпись Лосенко была удалена и под ней обнаружилась подлинная, написанная по-французски "I. Firsove".

Картина Фирсова исполнена не без влияния французской реалистической живописи, но это отнюдь не ученическая реплика, а творческая переработка уроков французского искусства. В ней передано непосредственное ощущение жизни. Заграничное пенсионерство Фирсова почти не повлияло на его положение в художественном мире. Известно , что в 1771 году Фирсов исполнил ряд икон и декоративных росписей, которые до нас не дошли. "Юный живописец" остается одиноким в творчестве замечательного русского мастера. По-видимому, Фирсов был наиболее одарен как раз в той области искусства, которая так мало могла найти применения в русской действительности второй половины XVIII века.

По-видимому, его жизнь была полна всяких драматических переживаний и конфликтов. В 1784 году Фирсов тяжело заболел и попал в "смирительный дом". Его картина так и оставалась в мастерской, чуждая вкусам времени. Только с приходом в русское искусство Тропинина и Венецианова бытовая жанровая живопись была признана достойной сферой художественного творчества. Но картине Фирсова пришлось ждать "своего часа" еще почти целое столетие.