Кампен, Робер (1378-1444)
Биография
Робер Кампен, называемый Флемальский мастер (нидерл. Robert Campin; ок. 1378 — 26 апреля 1444, Турне) — нидерландский живописец, стоящий у истоков традиции ранней нидерландской живописи (так называемых «фламандских примитивов»).
Один из первых портретистов в европейской живописи.
Искусствоведы давно пытались найти истоки Северного Возрождения, выяснить, кто был первым мастером, заложившим эту манеру. Долго считалось, что первым художником, ушедшим от традиций готики был Ян ван Эйк. Но к концу XIX века стало ясно, что ван Эйку предшествовал еще один художник, кисти которого принадлежит триптих с Благовещеньем, ранее принадлежавший графине Мероде (т. н. «триптих Мероде»), а также т. н. Флемальский алтарь. Было предположено, что обе эти работы принадлежат руке Флемальского мастера, личность которого в то время ещё не была установлена.
Имя художника Кампена встречалось во многих старинных документах, но без указания созданных им произведений.
В начале XX в. была выдвинута гипотеза, затем подкрепленная достаточно вескими доказательствами, о его тождестве с анонимным Мастером из Флемаля, довольно обширный круг работ которого был уже известен. В настоящее время эта гипотеза принята большинством ученых.
Имя Кампена упоминается в Турне с 1406. Он играл тогда важную роль в жизни города, он развернул широкую деятельность, брался за самую разнообразную работу, от фресок до картонов для шпалер, не говоря уже о менее крупных заказах.
В его мастерской обучались многочисленные ученики. Согласно сохранившимся документам, Кампен был учителем знаменитого Рогира ван дер Вейдена и Жака Даре, которые упоминаются как его ученики с 1427 по 1432.
Общественный деятель, Кампен активно участвует в городском совете в период 1423-1428, когда он поддерживался, главным образом, цехами ремесленников.
В 1423 участвовал в восстании горожан против патрициата, став после этого членом нового городского управления. В дальнейшем социальное положение его резко изменилось, и он подвергся преследованиям. В 1427 Турне посетил Я. ван Эйк и, по всей видимости, познакомился с искусством Кампена.