Жизнь Марии Медичи (1573-1642)
ЧАСТЬ1 ЧАСТЬ 2 ЧАСТЬ 3
Молодость короля проходила в обстановке интриг и даже предательства. Непоследовательная политика короны создала возможность появления коалиций высшей знати, которые выступали против становления сильной королевской власти. Юный монарх тяготился наглостью Кончини и властолюбием матери.
В 1617–1621 сильнейшее влияние на короля имел Шарль д'Альбер, герцог де Люинь, подъем которого на вершину начался с инспирированного им в 1617 убийства Кончино Кончини. Устранение ненавистного фаворита полностью отвечало интересам самого короля, видевшего, что иначе ему не высвободиться из-под опеки матери.
Избавившись от Кончини 24 апреля 1617 года, Людовик XIII захватывает власть. Правление кабинета Марии Медичи закончилось.
Людовик сделал де Люиня своей правой рукой. Отстранив мать от дел, отправил ее в Блуа. В 1619-1620 Мария Медичи дважды пыталась свергнуть фаворита де Люиня, но неудачно.
До своей смерти в 1621 де Люиню удалось подавить несколько заговоров, вдохновительницей которых была Мария.
Подтвердив Нантский эдикт своего отца от 1598 о веротерпимости, Людовик одновременно повел решительную борьбу с сепаратистскими поползновениями гугенотов. Однако на первых порах его подстерегали неудачи; так, в 1621 де Люинь потерпел поражение при попытке овладеть Монтобаном, крепостью и оплотом гугенотов.
Когда де Люиня не стало, Мария помирилась с сыном, получила кардинальскую шляпу для своего советника Ришелье, и ввела его в состав королевского совета.
С тех пор и до самой своей смерти в 1642 кардинал Ришелье оставался центральной фигурой на политической сцене Франции. В 1624 Ришелье стал первым министром, и король, страдавший от многих болезней и приступов тоски, передоверил ему управление страной. Ришелье, полностью порвав с королевой-матерью, отказался от происпанской политики.
В 1625 году Рубенс завершил цикл "Жизнь Марии Медичи" и надеялся немедленно приступить к созданию холстов для второй галереи в Люксембургском дворце. На них ему предстояло отразить жизнь короля Генриха IV, красивого, динамичного персонажа. Но Рубенс кроме нескольких написанных маслом набросков и нескольких завершенных сценок не смог пойти дальше.
Мария Медичи была очень довольна картинами. Однако, могущественный кардинал Ришелье, главный политический советник Генриха Людовика XIII, был решительно настроен на предотвращение союза между Францией и Испанией, и, зная о симпатиях Рубенса, не желал дальнейшего пребывания художника при французском дворе. Весь проект откладывался еще несколько раз.
Создавая этот цикл, Рубенс в равной мере был преисполнен как желанием успешно выполнить работу и укрепить свою репутацию, так и практическим расчетом. Из Парижа он пишет 13 мая 1625 года своему другу Пейреску:
«В общем я задыхаюсь при Парижском Дворе, и может статься, если мне не заплатят с быстротой, равной исполнительности, с какой я служил Королеве-Матери, что я не так легко вернусь сюда (это пусть останется между нами), хотя до сих пор я не могу жаловаться на Ее Величество, так как задержки были законны и извинительны».
А чуть позже, 26 декабря 1625 года, он пишет Валаве в Париж:
«Вообще же, когда я думаю о путешествиях в Париж и потраченном там времени, за которое я не получил никакого особого вознаграждения, я нахожу, что мои труды для Королевы- Матери — весьма невыгодное предприятие...»
А Мария Медичи, составив новый заговор 10-12 ноября 1630, вместе со своими сторонниками потребовала отставки Ришелье, однако король предпочел своего ставленника. Мария была отправлена в ссылку, бежала в Брюссель и умерла в изгнании.
Картины из серии Медичи стали самыми драгоценными сокровищами Франции и одним из самых ярких, одержанных художником, триумфов.
Ничем не блиставшая при жизни, кроме безмерного честолюбия и склонностей к интригам, Мария Медичи, тем не менее, сохранила память о себе благодаря этому циклу картин, созданному Рубенсом и его мастерской.
ЧАСТЬ1 ЧАСТЬ 2 ЧАСТЬ 3