В.А.Тропинин

Биография

ЧАСТЬ 2 Часть 3 ЧАСТЬ 4

Художник уехал в Петербург, и уже 20 сентября 1823 г. за «Кружевницу» , «Портрет художника Скотникова» и «Нищий старик» он получил звание назначенного, а в следующем году, написав «Портрет К. А. Леберехта», становится академиком.

Тропининская «Кружевница» стала новым, очень ярким явлением в русском искусстве того времени. Наиболее точно это выразил друг художника П.Свиньин, говоря, что «и знатоки, и незнатоки приходят в восхищение при взгляде на сию картину, соединяющую поистине все красоты живописного искусства: приятность кисти, правильное, счастливое освещение, колорит ясный, естественный. Сверх того в самом портрете обнаруживается душа красавицы...».

Аналогичных картин Тропинин написал много. Обычно на них изображены молодые женщины за рукоделием — золотошвейки, вышивальщицы, пряхи. Их лица похожи, в них ясно просматриваются черты женского идеала художника — нежный овал, темные миндалевидные глаза, приветливая улыбка, кокетливый взгляд. В них воплотились представления художника о лучших качествах женщины — приветливости, мягкости, домовитости.

Определенная идеализация этих образов объясняется не только эстетическими вкусами эпохи, но и особенностью дарования художника, воспринимавшего жизнь не критически, а поэтически, не обличавшего, а утверждавшего.

Тропинину продолжали заказывать портреты и в Петербурге, но художника обижало то, что приходилось ждать до обеда, пока проснется заказчик. Это чем-то напоминало ему о крепостничестве. Ему предложили остаться преподавать в Академии Художеств, но, дорожа творческой свободой, художник отказался.

В 1824 г. Тропинин, оставив все свои, даже очень выгодные, заказы, вернулся в дорогую его сердцу Москву, где, по его словам, «до первого часа можно наработаться», где жила семья его бывшего владельца графа И.Моркова, крепостными которого оставались жена и сын художника.

Здесь его творчество достигло наивысшего расцвета.

Живя и работая в Москве, Тропинин не принимал участия в академических выставках и остался почти не замеченным критикой, связанной в основном с Академией и ее показами. Однако это обстоятельство вовсе не помешало его признанию. Он пользовался славой лучшего портретиста, как у заказчиков, так и у профессионалов. Карл Брюллов, отказываясь писать портреты москвичей, говорил: "У вас есть собственный превосходный художник".

Обаяние, привлекательность и поэтичность женских образов сохранятся и в последующих его жанровых портретах: «Девушка со свечой», «Женщина в окне (Казначейша)», «Девушка с горшком роз» и др.

Однако, создавая мужские портреты-типы, Тропинин более трезво осмысливает действительность. Здесь невольно сказалось глубокое понимание им простого народа, той среды, откуда он вышел сам. Вот почему образам русских крестьян («Ямщик, опирающийся на кнутовище», «Крестьянин, обстругивающий костыль», «Странник») художник уделял подчас больше внимания и тепла, чем своим великосветским «героям».

В работах московского периода прежняя интимность образов сменяется вниманием к характеристике моделей, скульптурной четкостью форм. Колорит становится насыщенным, звучным, художник эффектно использует цветные тени.

В 1830-е гг, портрет окончательно упрочился как основной жанр в творчестве Тропинина; определились образные и технические приемы, композиционные схемы — словом, все то, что делает тропининские произведения уникальными и узнаваемыми. Художник создал целую галерею образов своих современников.

Одним из типов портрета, особенно полюбившимся современникам художника и прошедшим сквозь все творчество Тропинина был образ гитариста. Начало этим жанровым картинам положил "Гитарист в косоворотке. Портрет Моркова" (первая половина 1820-х). В это время гитара стала пользоваться необычайной популярностью. Она звучала и в трактирах, и в великосветских салонах.

К образу гитариста, повторяя и варьируя его, художник возвращался на протяжении всего творчества. Cегодня образ гитариста воспринимается скорее не портретным, а типическим изображением, сродни "Кружевнице", "Золотошвейке", "Ямщику..." И в этом глубокая социальная, историческая правда образов Тропинина, выражающих целую определенную эпоху в жизни русского общества.

B 1833 году, усилиями художников и любителей искусства и благодаря "просвещенному сочувствию частных лиц", было создано Московское художественное общество. Его председателем стал московский генерал-губернатор князь Д.В.Голицын. Близкие Тропинину люди - художники Е.Маковский, Ф.Кюнель, К.Рабус, скульптор И.Витали - были учредителями Общества. Официально преподавателем училища Тропинин никогда не числился, однако он часто посещал рисовальные классы, помогал начинающим художникам своими советами и пользовался среди них огромным авторитетом.

Один из первых его учеников писал о нем: «Какой прекрасный человек, он как отец принимал нас...» Живописец всегда отказывался от частных уроков, а вернее, от оплаты за них.

ЧАСТЬ 2 Часть 3 ЧАСТЬ 4

В. А. Тропинин