В.А.Тропинин

Биография

ЧАСТЬ 3 Часть 4 ЧАСТЬ 5

В 1840-ом г. о Тропинине знала вся Москва. Он продолжал выполнять заказы московской знати, театральных деятелей. Даже старообрядцы, для которых увековечить свое изображение считалось величайшим грехом, заказывали ему свои портреты.

Значительную часть заказчиков художника составляли московские купцы, которым был близок тропининский трезвый и вдумчивый взгляд на модель, умение подчеркнуть достоинство личности. Фамильные купеческие галереи часто создавались в подражание дворянским, но во многом отражали и вкусы своей среды. Тропинин писал портреты членов купеческих династий Киселевых, Карзинкиных, Мазуриных.

Об одежде в тропининских портретах следует сказать особо.

Тропинин выбирал, для тех кого писал, позы естественные, непринужденные, домашние, и одеты они были с домашней небрежностью, которая извинительна была только потому, что увеличивала очарование портрета. Его так и называли – "халатный живописец", и когда приезжали заказывать портрет, почти всегда прибавляли: "Пожалуйста, в халате".

Так появился «домашний» портрет, который сразу стал пользоваться огромной популярностью.

Написав ряд так называемых портретов в халатах (портреты Ф.П.Крашенинникова, П.Н.Зубова и др.), Тропинин через достоверную бытовую деталь показал характер московской жизни, ее размеренность, неспешность; и вместе с тем эта деталь становится олицетворением свободного образа мыслей тех, кого запечатлел художник.

Такая «неофициальность» привлекла даже А.С.Пушкина. В 1827 г. он заказал Тропинину свой портрет. На нем он был изображен не «возвышенным поэтом», а обыкновенным человеком. Недаром художник Свиньин, вспоминая о Тропинине,говорил: «Все. на картинах Василия Андреевича изображено с правдой и простотой...».

Поэт изображен в белой сорочке, вокруг распахнутого ворота которой артистично перекинут черный шейный платок, и в просторном, коричневых тонов халате. Это вполне отвечает романтическому духу эпохи: художник противопоставил независимый образ мыслей Пушкина официальной идеологии, как халат противопоставил мундиру.

Тропининский Пушкин вовсе не приземлен — он так царственно величав, что кажется невозможным потревожить его раздумья. Особую внушительность, почти монументальность сообщают образу поэта гордая осанка и устойчивая поза, благодаря чему его домашний халат уподобляется торжественной античной тоге.

B декабре 1835 года в Москву, вернувшись из Италии, приехал К.Брюллов. Обеды в честь знаменитого живописца устраивали Московский художественный класс, любитель искусства и коллекционер Егор Иванович Маковский, скульптор Витали. Маковский привел Брюллова в мастерскую Тропинина. Рамазанов вспоминает:

"Карл Брюллов, пораженный в старце необыкновенной ясностью ума, свежей памятью всего былого, теплотою чувств, живительным взглядом на искусство и удивительным о нем разговором, полюбил Тропинина всей душой и редкий день не навещал его. Не один раз случалось, что, приглашенный на роскошный обед аристократа, Брюллов изменял данному слову и приходил разделить за столом Василия Андреевича простые щи и кашу".

Брюллов высоко оценил искусство и человеческое обаяние первого московского портретиста. И Тропинин был в восторге от своего знаменитого собрата по ремеслу. Общение с Карлом Павловичем не прошло для него бесследно. Влияние Карла Брюллова прокатилось по всему русскому искусству 1830-1840-х годов. У Тропинина также появляются произведения большого размера со всеми приемами и аксессуарами большого парадного портрета.

В портрете Брюллова артистическую незаурядность художника Тропинин подчеркивает пышным фоном античными развалинами, увитыми виноградными лозами, дымящимся Везувием.

"Портрет А.А.Перовского" в халате у окна мог быть написан Брюлловым под влиянием московских впечатлений, и в частности от произведений Тропинина.

Под впечатлением от живописи Брюллова (Портрет А.К.Толстого) написан портрет известного славянофила Ю.Ф. Самарина - в костюме охотника, на фоне пейзажа с грозовым небом и клубящимися тучами.

ЧАСТЬ3 Часть 4 ЧАСТЬ 5

В. А. Тропинин