Галерея в Лаврушенском переулке
В Лаврушинском переулке Замоскворечья, в доме, который семья Третьяковых купила в 1851 году, находится основное здание Третьяковской галереи.
Третьяков – известная фамилия в истории России, богатой людьми образованными, мыслящими, просвещенными. Павел Михайлович Третьяков, меценат и предприниматель – основатель художественной галереи в Москве, богатейшего собрания произведений искусства.
При ее создании он руководствовался глобальной целью: создать не просто музей, а национальную галерею. Началом коллекции были десять старых полотен кисти голландских мастеров. Собираемые произведения размещались им в собственном доме, который после ряда перестроек стал доступным для широкого посещения. О популярности галереи картин художников говорит тот факт, что за 4 года ее посетили около 30 тысяч человек. В 1892 году, через 40 лет после начала работы над созданием галереи, Павел Михайлович передал ее в дар Москве.
Так в Москве открылась"Городская художественная галерея Павла и Сергея Третьяковых", фонды которой продолжали пополняться стараниями ее основателя. После смерти Третьяковых их дом был полностью передан во владение музея. Совет галереи, возглавляемый художниками, коллекционерами, дочерью Третьякова продолжал заниматься приобретением картин для музея. По завещанию предпринимателя и коллекционера М.Морозова галерее были переданы картины французских импрессионистов. Так как рост собрания постоянно превосходил экспозиционные возможности Галереи, к жилой части особняка постепенно пристраивались новые помещения, необходимые для хранения и демонстрации произведений искусств.
Подобные пристройки были сделаны в 1873, 1882, 1885, 1892 и 1902-1904, когда появился знаменитый Васнецовский фасад, который стал эмблемой Третьяковской галереи.
2 апреля 1913 года Московская городская дума избрала попечителем Третьяковской галереи Игоря Эммануиловича Грабаря, видного художника, архитектора и историка искусства. Он занялся систематизацией и хронологизацией коллекций, превратив Галерею в музей европейского уровня. Картины художников были распределены по отдельным залам, в хронологической последовательности. Таким образом, зритель мог проследить развитие искусства, начиная от древнерусского. Была создана и реставрационная мастерская. В начале декабря 1913 года, к пятнадцатой годовщине смерти основателя Галереи, реформированный музей был открыт для публики.
3 июня 1918 года Совнарком издал Декрет, который объявлял Третьяковскую галерею государственной собственностью Российской Федеративной Советской Республики. С этого момента музей стал называться Государственной Третьяковской галереей. После национализации директором Галереи был назначен И.Э.Грабарь.
За первые же годы Советской власти собрание Галереи значительно увеличилось, что вновь остро поставило вопрос о расширении ее площадей. У музея появилось здание в Малом Толмачевском переулке, где расположились административное здание, научные фонды, библиотека, отдел рукописей. Проводилась модернизация инженерныхсетей здания, в музей провели электричество.
Многое сделал для расширения имеющегося помещения и пристройки нового академик архитектуры А.В.Щусев, ставший директором в 1926 году.
В 1927 году Галерея получила соседний дом по Малому Толмачевскому переулку (бывший дом Соколикова).
После перестройки в 1928 году он превратился в служебное здание, где разместилась администрация Галереи, научные отделы, библиотека, отдел рукописей, фонды графики. К Галерее это здание присоединялось специальной пристройкой. В 1928 году коренным образом были переоборудованы отопление и вентиляция. В 1929 году Галерея была электрифицирована (до этого она была открыта для посетителей лишь в дневное время).
В 1929 году была закрыта церковь Святителя Николая в Толмачах, а в 1932 году ее здание было передано Галерее и стало запасником живописи и скульптуры. Позже оно было соединено с экспозиционными залами заново выстроенным двухэтажным корпусом, верхний этаж которого был специально предназначен для экспонирования картины А.А Иванова"Явление Христа народу (Явление Мессии)" (1837–1857). Был построен также переход между залами, расположенными по обе стороны от главной лестницы, что обеспечило непрерывность обзора. В результате этих перемен увеличилась экспозиционная площадь музея и началась работа над созданием новой концепции размещения произведений.
В 1936 году завершилось строительство нового двухэтажного корпуса с северной стороны основного здания - так называемого"щусевского корпуса", чьи просторные залы сначала использовались для выставок, а с 1940 года были включены в основной маршрут экспозиции.
Вторая Мировая война нанесла Третьяковке значительный ущерб.в августе 1941, во время бомбежек пострадали крыша, вход, межэтажные перекрытия. Восстановление шло и в военные годы. Экспонаты из музея на время войны были эвакуированы в Новосибирск.
Послевоенные годы, хоть и были не легкими, но внесли свой вклад в пополнение коллекций. К середине 1980-х годов возросшее количество посетителей, экскурсий, школьных кружков уже с трудом помещалось в залах музея. Вновь возникла необходимость расширения экспозиционной площади. Этим вопросом занялся Ю.К.Королев (1929–1992), в течение полутора десятилетий возглавлявший Третьяковскую галерею (1980-1992).
Было построено хранилище произведений искусства, где расположились и реставрационные мастерские. В те же годы началась реконструкция и основного корпуса. Главной задачей был ремонт здания с сохранением его исторического облика. Масштаб происходящих перемен в жизни Третьяковки отражает и постройка нового корпуса Галереи, или «Инженерного корпуса» для конференц-зала, информационного центра, детской студии, выставочных залов. Такие название новое здание получило потому, что в нем располагались все инженерные системы и службы. Второе место, где можно увидеть экспозиции Третьяковки, это здание на Крымском валу. Посетители могут ознакомиться с произведениями искусства 20 века.
К 1917 году коллекция Третьяковской галереи насчитывала около 4 000 произведений, к 1975— 55 000 произведений и сейчас имеет считается одной из самых крупных в мире коллекций русского изобразительного искусства.
Сейчас основная часть «Русская живопись XI— начала XX в находится в Лаврушинском переулке 10. В настоящее время коллекция включает русскую живопись, графику, скульптуру, отдельные произведения декоративно-прикладного искусства XI—начала XXIвв.
В здании Третьяковской галереи на Крымском Валу была открыта экспозиция искусства XX века в нем проходили крупные выставки. Сейчас в здании располагается обновлённая постоянная экспозиция «Искусство XX века».
Частью Третьяковской галереи является Музей-храм Святителя Николая в Толмачах, представляющий уникальное соединение музейной экспозиции и действующего храма.
В комплекс музея в Лаврушинском переулке входят предназначенные для временных выставок Инженерный корпус и Выставочный зал в Толмачах. и называется это объединение - Всероссийское музейное объединения «Государственная Третьяковская галерея». Директор -Лебедева, Ирина Владимировна (2009— наст. время).
Мы отправляемся в виртуальную экскурстию в галерею в Лаврушенском переулке. Посмотрим залы и картины русской живописи XI— начала XX.
Художники
- Айвазовский И.
- Акимов И.А.
- Алексеев Ф. Я.
- Антропов А.П.
- Аргунов И.П
- Аргунов Н.И.
- Богданов-Бельский
- Боровиковский
- Брюллов К.
- Ге Н.
- Васильев Ф.А
- Васнецов В.М.
- Вишняков И.Я.
- Венецианов И.Я.
- Верещагин В.В.
- Волков Е.Е.
- Врубель И.Я.
- Иванов А.
- Каравак Луи
- Кипренский O.
- Крамской И.Н.
- Куинджи А.И.
- Левитан И.И.
- Левицкий Д.Г.
- Лосенко А.
- Нестеров М.
- Никитин И.
- Перов В.Г.
- Поленов В.Д.
- Репин И.Е.
- Рерих Н.К.
- Рокотов Ф.С.
- Саврасов А.К.
- Серов В.А.
- Соколов П.Ф.
- Суриков В.И.
- Тропинин В.A
- Федотов П.А.
- Шибанов М.
- Шишкин И.И.