Из воспоминаний А. П. Боткиной
(дочери П. Третьякова)
П.М.Третьяков(1832-1898)
Почётный гражданин Москвы
Сумрачен и неразговорчив (родные зовут «неулыба»), прижимист, порой даже скуповат (торгуется упорно и обычно добивается своего), аскет (не пьет, не любит ездить в гости, разрешает себе лишь одну сигару в день, меню не разнообразит: из года в год — щи да каша в обед), консервативен в привычках (всю жизнь проходил в сюртуке одного покроя), пунктуален донельзя (с ранней юности и до смертного часа каждая минута была расписана, близкие проверяли по нему часы), настойчив, порой почти фанатичен в достижении цели.
Пожалуй, черты на первый взгляд не очень располагающие. Пожалуй, вряд ли кому захотелось бы сблизиться с таким педантом и «сухарем». Так отчего же чуть не вся передовая художественная, литературная, музыкальная Россия знала, любила, высоко ценила Павла Михайловича Третьякова, человека столь странного характера?
Взглянем на знаменитого собирателя несколько иначе. Цель — вот ключ к разгадке этого замкнутого человека. Создать первую общедоступную национальную картинную галерею, показать миру русскую школу живописи, содействовать ее развитию — именно эта цель, так рано им осознанная и поставленная перед собой, о пределила его жизненный уклад и характер, вызвала восхищенное отношение к нему современников и потомков.
Не сумрачен, не угрюм он, а вечно погружен в себя. Мысль о необходимости выполнить задуманное и одновременно об огромных сложностях избранного пути постоянно волнует его.
Не скряга он, не скупец. Сколько было в России людей несравненно более богатых, а ведь не захотели подумать о подобном, не захотели отказаться от земных благ — увеселений и роскоши. Если и собирали коллекции, то лишь для собственного развлечения.
Он первый решил собирать для людей. Он тратил свой относительно небольшой капитал на великое, потому и обязан был рачительно расходовать каждый рубль. Никакой роскоши, да что там роскоши, просто ничего лишнего для себя, в еде, в одежде — во всем (щи, каша, простой сюртук). Ни одной попусту потраченной минуты (ни в гости лишний раз, никаких пустых развлечений, даже отдыха толком себе не давал) — лишь бы успеть, лишь бы суметь свершить начатое. Это вынужденный аскетизм и педантизм, рожденный глубоким внутренним благородством и взыскательностью к себе самому.
Вся жизнь Павла Михайловича Третьякова — отказ от личных удовольствий во имя всепоглощающей любвик искусству, к своему народу.
Рос Третьяков хоть и не в среде Тит Титычей, но все же в традиционной купеческой семье, с чуть более культурными запросами. Воспитывался верноподданными, верующими родителями без малейшего свободомыслия, в почитании старших и вышестоящих. Характер Павла — тихий, скромный, трудолюбивый — уходит корнями в его купеческое детство. И вдруг, уже в 60-м году, Третьяков пишет завещание, из которого совершенно ясно, что жизнь свою он представляет как служение русскому народу.
С тех пор как галерея становится знаменитой, великие мира сего считают своим долгом возить туда гостей и показывать им московскую достопримечательность. Особенно часто в бытность свою московским генерал-губернатором наведывался Сергей Александрович Романов, брат Александра III.
Подлетают к третьяковскому дому роскошные экипажи. Бьют копытами красавцы рысаки. Весь переулок полицией запружен. Перед каждым домом дворники в чистых фартуках. Заполняются залы галереи мундирами и кринолинами. Великие князья и княгини, графы и генералы, при лентах и орденах всякий раз ждут, что встретит их при входе хозяин, поведет все показывать. Но, как всегда, появляется лишь служащий.
— Сам-то Третьяков где? — спрашивают.
— Уехали из города по делам фирмы, — звучит ответ, если о посещении было известно заранее. (В таких случаях Третьяков действительно стремился на несколько дней покинуть Москву.)
— Отлучились из дому, — вариант ответа, если высочайшие особы прибыли без предупреждения, и хозяин тихо занимается делами у себя в кабинете.
Оба ответа владетель галереи с самого начала втолковал своим служащим, дивившимся и недоумевавшим, как можно отказываться от такой чести.
Как-то сообщили, что посетит галерею знаменитый в ту пору протоиерей Иоанн Кронштадтский. На проповеди его съезжались тысячи верующих, а получить у него благословение считалось счастьем. Как только услышал Павел Михайлович известие о столь почетном посещении, немедленно собрался и отбыл в Кострому.
— Срочно вызван на фабрику, — доложили служители его высокопреподобию.
Да, скромен он был до болезненности.
В 1893 году, если верить воспоминаниям современников, Третьяков отказался от дворянства, которое ему хотел даровать царь после передачи галереи Москве. (Зто был единственный случай, когда коллекционер не смог уклониться от встречи с высокопоставленной особой. Осмотреть гелерею пожаловал сам царь Александр III)
- Я купцом родился, купцом и умру, — ответил он явившемуся обрадовать его чиновнику.
Единственное звание, принятое им с гордостью, - ПОЧЁТНЫЙ ГРАЖДАНИН ГОРОДА МОСКВЫ.
Звание ГРАЖДАНИНА принял, дворянином стать не захотел.
Художники
- Айвазовский И.
- Акимов И.А.
- Алексеев Ф. Я.
- Антропов А.П.
- Аргунов И.П
- Аргунов Н.И.
- Богданов-Бельский
- Боровиковский
- Брюллов К.
- Ге Н.
- Васильев Ф.А
- Васнецов В.М.
- Вишняков И.Я.
- Венецианов И.Я.
- Верещагин В.В.
- Волков Е.Е.
- Врубель И.Я.
- Иванов А.
- Каравак Луи
- Кипренский O.
- Крамской И.Н.
- Куинджи А.И.
- Левитан И.И.
- Левицкий Д.Г.
- Лосенко А.
- Нестеров М.
- Никитин И.
- Перов В.Г.
- Поленов В.Д.
- Репин И.Е.
- Рерих Н.К.
- Рокотов Ф.С.
- Саврасов А.К.
- Серов В.А.
- Соколов П.Ф.
- Суриков В.И.
- Тропинин В.A
- Федотов П.А.
- Шибанов М.
- Шишкин И.И.