Страшный суд
Микеланджело Буонарроти
Алтарная фреска,1537-41г.г.
История создания фрески
Папа Климент VII решил, также как и его предшественник Юлий II, увековечить память о себе и захотел чтобы на Главной, алтарной стене, Сикстинской капеллы была написана грандиозная фреска, и 1534 году он остановился на теме Страшного суда. Микеланджело был призван завершить живописное украшение Сикстинской капеллы изображением на ее алтарной стене «Страшного Суда», а на противоположной приказано было над главными дверями показать, как был изгнан с небес Люцифер за свою гордыню и как были низвергнуты в недра ада все ангелы, согрешившие вместе с ним.
Из этих двух колоссальных фресок была исполнена только первая, в 1534 — 1541 гг., уже при папе Павле III.
25 сентября 1534 года умер папа Климент VII. Микеланджело, на его счастье, не было тогда во Флоренции. Он давно жил в постоянном страхе. Племянник Климента VII, герцог Алессандро ненавидел его и, если бы не покровительство папы, давно бы приказал убить его. Эта неприязнь еще более возросла, когода Микеланджело, не желая способствовать большему закабалению Флоренции, отказался построить цитадель, которая господствовала бы над городом.
Микеланджело был очень занят и с облегчениеи решил, что заказ папы Климента отменён. В шестидесятилетнем возрасте, 23 сентября 1534 года, Микеланджело переехал в Рим, где и оставался до самой смерти, в 1546 году он даже получил римское гражданство.
Известно, что мастер время от времени возвращался к работе над гробницей папы Юлия II, но последние тридцать лет жизни Микеланджело ознаменованы постепенным отходом его от скульптуры и живописи и обращением преимущественно к зодчеству и поэзии.
После недолгого правления папы Андриана, на папский престол был избран престарелый Павел III из дома Фарнезе. Тотчас после своего избрания новый папа вызвал Микеланджело, настаивая на том, чтобы он работал на него и оставался при нем. Он тоже хотел увековечить себя и подтвердил заказ папы Клемента.
Но Микеланджело был в то время связан договором с герцогом Урбинским. Услышав это, разгневанный старик заявил: «Уже тридцать лет имею я такое желание, неужели же, став папою, его не исполню? Порву договор: желаю, чтобы ты служил мне».
По словам Вазари, Микеланджело хотел было вновь бежать из Рима, однако в конце концов «благоразумно убоялся власти папы» и подчинился ему. Власть Папы - огромна.Грозен для непокорных карающий меч Ватикана. При том же Павле III в Италии запылают костры инквизиции, а новый орден иезуитов с лозунгом «Цель оправдывает средства» вскоре проявит свою жестокую деятельность.
Папа Павел III поручил Микеланджело написать на алтарной стене все той же Сикстинской капеллы евангельскую сцену «Страшного суда» (заказ был получен в 1533-1534 гг.).
Над этой фреской почти в двести квадратных метров,самой большой фреской Эпохи Возрождения, Микеланджело работал (с некоторыми перерывами) шесть лет,один, без участия помощников.
За время прошедшее после окончания фресок потолка (1508-1512) прошло много лет. Мастер изменился. Если ранняя работа посвящена первым дням творения и воспевала могучую творческую энергию человека, то «Страшный суд» заключает идею крушения мира и возмездия за совершенные на земле деяния.
Художник задумал показать, отступив от всех христианских традиций, Второе пришествие Христа как день гнева, ужаса, борьбы страстей и безнадежного отчаяния. Он осуществил свой замысел. Фреска вызывает ужас и восторг.
Апокалипсис и Данте – вот источники «Страшного суда».
Для осуществления задуманного, необходимо было подготовить стену. Пришлось закрыть 2окна, убрать две росписи с родственниками Христа ( работа Микеланжело), 2 фрески с фигурами пап и фрески Перуджино (младенца-Моисея находят у реки, Поклонение пастухов, узнавших о рождении Христа).
Процесс росписи темперой сложный. Фреска писалась по сырой штукатурке, который схватывается через десять минут и требует сноровки и опыта: как только кисть, легко до этого скользящая, начинает «боронить» основание и «намазывать» краску, роспись прекращается, так как красочный слой уже не проникнет глубоко в основание и не закрепится.
Слой штукатурки, оставшийся не записанным, срезается наискось наружу, новая часть приштукатуривается к предыдущему слою. Возможны только незначительные исправления, переделать её нельзя: неудачные места просто сбиваются и процесс росписи повторяется.
Приступая к работе, художник должен представлять, какими станут использованные им цвета после окончательного высыхания (через 7 — 10 дней). Обыкновенно они сильно высветляются. За день обычно художники расписывают 3—4 квадратных метра стены.
Кроме того, Микеланджело решал сложнейшую задачу — сочетать роспись алтарной стены с исполненной ранее фреской свода таким образом, чтобы не помешать восприятию каждой из них и вместе с тем объединить их в одном ансамбле.
«Рожденный и выросший в эпоху, когда его гуманистические идеалы и чувство обнаженного тела могли быть оценены по достоинству... Микеланджело принужден был жить в эпоху, которую не мог не презирать... Его страстью была обнаженная фигура, идеалом — сила. Но что было делать ему, если сюжеты, как "Страшный суд", по властным незыблемым законам христианского мира должны были выражать смирение и жертву? Но смирение и терпение были так же незнакомы Микеланджело, как и Данте, как гениальным творческим натурам всех эпох.
Даже испытывая эти чувства, он не сумел бы их выразить, ибо его обнаженные фигуры полны мощи, но не слабости, ужaca, но не боязни, отчаяния, но не покорности... "Страшный суд" задуман настолько грандиозно, насколько это вообще Возможно, как последний момент перед исчезновением вселенной в хаосе, как сон богов перед своим закатом... Ибо, когда наступит катастрофа, никто ее не переживет, даже само верховное божество.
Поэтому в концепции этого сюжета Микеланджело потерпел неудачу, и иначе это и не могло быть.
Но где можно еще, даже если взять все мировое искусство Целом, ощутить такой грандиозный заряд энергии, как в том сне или, вернее, ночном кошмаре гиганта?»
(Бернсон)