Страшный суд

Микеланджело Буонарроти

Алтарная фреска,1537-41г.г.

Здесь много групп и фигур. Чтобы легче было разобраться,сделана эта карта. Прочтите подсказки и откройте фрагмент с подробным описанием.

Увеличить

Читать историю создания фрески

Шесть лет напряженнейшего труда (1534 — 1541 гг) вновь связывают Микеланджело с Сикстинской капеллой. И вот мы видим самую большую фреску эпохи Возрождения.

Микеланджело отступает от традиционной иконографии, изображая не момент свершения Суда, когда праведники уже отделены от грешников, а его начало: Христос карающим жестом поднятой руки обрушивает на наших глазах гибнущую Вселенную.

Огромное количество фигур,увлекает, словно вихрь, внешняя, превосходящая их сила; персонажи утрачивают свою красоту, их титанические тела как бы вспухают буграми мышц, нарушающими гармонию линий; полные отчаяния движения и жесты резки, дисгармоничны; увлекаемые общим движением праведники неотличимы от грешников.

Этому движению придан вращательный характер, и у зрителя не остается сомнения, что связками, гроздьями могучих по своей комплекции тел управляет какая-то выше их стоящая, сила которой они не могут противодействовать.

Художник сумел выразить задуманное - великую драму всего человечества, разочарование и отчаяние отдельного человека.

"И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места. И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим. И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное".
(Откровение 20:11-15.)

Центр фрески и вихревого движения - Христос,творящий суд и восстанавливающий справедливость. В этот момент Христос не посланец мира и не Князь милосердия, а Верховный Судья, грозный и устрашающий. Он поднимает в грозном жесте правую руку, чтобы вынести окончательный приговор и разделить всех воскресших на грешников и праведников.

Юный и героически прекрасный Христос, олицетворяющий Высший Суда, - образ, совершенно свободный от признаков условной религиозной иерархии и исполненный подлинно микеланджеловской грозной мощи. Он изображен в окружении Богоматери и святых, которые образуют вокруг кольцо.

Его поднятая правая рука, обрушивающая проклятие на носителей греха слева от Него, одновременно оказывается динамическим центром композиции, словно приведя в бурное движение целые сонмы тел возносимых праведников и низвергаемых в бездну грешников.

Группы святых мучеников-справа и избранных (оправданных) - слева, создают вокруг центра второе кольцо