Интерьер Сикстинской капеллы
Итак, входим и застываем в восторге. Прямоугольный зал (~40,93х13,41) с дугообразным потолком (в виде бочки) поражает красотой фресок. Стены, потолок и расписанные великими мастерами поражают.
Конечно, наш взор сразу обращается к потолку, гениальной работе Микеланджело, и всё же Капелла не была бы столь прекрасной, если бы не общая работа других мастеров. Потому начнём осмотр по порядку.
Оформление Сикстинской капеллы можно разделить на 3 уровня.
1 уровень
Гобелены скрывают двери в служебные помещения. Во времена Возраждения это были гобелены изображавшие события от Евангелия и из жизни апостолов, выполненные по рисункам Рафаэля, и ткались они в 1515-1519г, в Брюсселе.
Мраморный, мозаичный пол, по которому движется процессия, до и после мраморной ограды, к самому Папскому трону и местам кардиналов(слева) выполнен изящно, с необыкновенным мастерством. Обычно кардиналов, присутствующих на службе, 12
Ложа сбоку, имеющая, примерно, 52кв.м., имеет крышу и впереди - мраморную балюстраду(ограду). Здесь размещается во время службы хор.
Великолепное мраморное ограждение отделяет пресвитерию от нефа. Ограждение и мраморная балюстрада, которая украшает кафедру проповедника, были созданы скульпторами Мино де Фьезоло, Андреа Брегно и Джиованни Далмата.
Верхние столбы ограды - первоначально из позолоченного железа, но теперь из декоративно обработанного дерева; выше - ряд канделябров. На двух мраморных плитах внизу - эмблемы Сикста IV; другие украшены растительными мотивами. Ворота были выполнены Мино де Фьезоло и Джиованни Далматой.
Первоначально часовня была разделена оградой и мозаичным полом на две равные части - неф для непосвещенных (просто людей) и пресвитерии для духовенства. Но пермещение ограды в более поздние годы сделал неф меньшими, пресвитерию намного больший. Эти элементы художественного оформления, вместе, создают интерьер, очаровывающий мастерством и красотой.
Богато украшенная входная дверь расположена напротив алтаря. В неё входят только в праздничные и воскресные дни.
2 уровень -Фрески стен
В 1481 Римский папа Сикст IV Делла Ровера пригласил мастеров из Флоренции и Умбрии, живописцев Сандро Боттичелли, Доменико Гирландайо, Пьетро Перуджино и Козимо Росселли, чтобы украсить стены фресками (Согласно Вазари, Лука Сигнорелли был также вовлечён в художественное оформление. Живопись стен была выполнена в течение удивительно короткого периода, только одиннадцать месяцев, с июля 1481 до мая 1482. Все стены были расписаны огромными фресками размером,примерно, 345 x 555. Всего было написано 16 фресок.- по 6 на продольных стенах и по 2 на поперечных. Однако, при росписи фрески Страшного суда(алтарная стена) - 2 фрески были уничтожены.
3 уровень — окна и ниши с арками, где изображены бывшие папы.
Выше верхнего карниза расположены арки c люнетами,на которых изображены предки Христа (расписанными позже Микеланджело), которые переходят в треугольники с изображением других предков Христа.
Каждое окно, с двух сторон, обрамлено фиктивными (нарисованными ниже арок) нишами с изображеними первых римских пап, котрые занимали этот пост во времена большого преследования церкви. Пап арестовывали, заключали в тюрьму и унижали различные светские правители, заставляли отречься, свергали и, даже убивали. Их образы запечатлены в этих фресках, которые кажутся скульптурами. Написаны они теми же мастерами, которые создали фрески второго уровня.
ПОТОЛОК (плафон)
Такой вид имела Сикстинской капелла в дни Сикста IV, перед изменениями Микеланджело. Он был исполнен Пьером Маттео де Амелиа в виде фрески звездного неба, украшенного блестками.( фреска Пирса Маттео де Амелиа).
В 1508г новый Римский папа, Юлий II Деллa Роверa, племянник папы Сикста IV, поручил Микеланджело расписать наново потолок; работа была закончена между 1508 и 1512. Два окна были закрыты. теперь там фреска Микеланджело. Все паруса, карнизы пилястры потолка не лепные, а расписаны.Высота капеллы 20,70 м,прямоугольный зал (~40,93х13,41). сколько же усилий стоило на такой высоте, так талантливо задумать и выполнить этот шедевр В прежние времена, чтобы рассмотреть все разнообразие изображений,художники запирались в Сикстинской капелле на ночь.
СТРАШНЫЙ СУД - алтарная фреска
Страшный суд был заказан Микеланджело Папой Римским Клементом VII (1523-1534) незадолго до его смерти. Его преемник, Павел III Фарнезе (1534-1549) потребовал от Микеланджело быстрого выполнения этой работы. И вот,В 1534 году, почти через четверть века после окончания росписи сикстинского плафона, скульптор переезжает в Рим и приступает к работе над одной из самых грандиозных фресок за всю историю мировой живописи.
Сцену «Страшного суда» художник показывает как вселенскую, всечеловеческую катастрофу. В этой огромной по масштабу и грандиозной по замыслу фреске нет образов жизнеутверждающей силы, подобных тем, которые были созданы при росписи плафона Сикстинской капеллы.
Если раньше творчество Микеланджело было проникнуто верой в человека, верой в то, что он является творцом своей судьбы, то теперь, расписывая алтарную стену, художник показывает человека беспомощным перед лицом этой судьбы.