Сикстинская капелла

Сикстинская капелла в Ватикане, исторический, художественный и религиозный памятник эпохи Возрождения, была построена между 1475 и 1483, во времени Римского папы Сикстa IV Делла Ровера.

История

Сикст IV опасался военной угрозы со стороны флорентийской Синьории Медичи, с которой находился в напряжённых отношениях, и от османского (Магомета Завоевателя), чьи войска угрожали восточным берегам Италии. Поэтому он решил укрепить эту постройку. И названа она была в честь Сикст IV, чем он увековечил своё имя.

Снаружи капелла не имеет никаких архитектурых особенностей. Это прямоугольное трёхэтажное здание, 40,93 метров длиной и 13,41 метров шириной, то есть точные размеры Храма Соломона, как говорится в Ветхом Завете. Высота часовни 20,70 метров.

Первый этаж - самый мощный и прочный. Второй этаж, основной,На продольных боковых стенах расположено по шесть окон, два окна находятся и на входной стене. На третьем этаже находится караульня с галерей вокруг здания. Первоначально галерея была открытой, позднее над ней возвели крышу, потому что вода постоянно протекала внутрь капеллы.

Проект был сделан Баккио Понтелли, строительство контролировалось Джованнино де Дольчи.

15-ого августа 1483 прошло первое богослужение.(праздник Вознесения Богоматери

Это - первоначальный вид Сикстинской капеллы. Более поздние достройки изменили первоначальную внешность.

Вид с северо-западного угла(тот же,что и выше), перед дополнением опор на длинных стенах, надстройки на крыше, и прежде, чем окна стены алтаря были закрыты, и другие здания подняли рядом.

Сейчас Сикстинская капелла, похожая на прямоугольную шкатулку и примыкающая с Собору Св. Петра, внешне выглядит как крепостное сооружение.

В 1481, после сближения папы и Лоренцо Медичи (спустя два года после заговора Пацци) группа лучших флорентийских художников была приглашена в Рим, где вместе с умбрийскими мастерами в 1481-83 гг. украсили стены Сикстинской капеллы. Это были Сандро Боттичелли, Пьетро Перуджино, Доменико Гирландайо и Козимо Росселли, при участии своих помощников: Пинтуриккио, Синьорелли, Бартоломео делла Гатта, Давид Гирландайо, Пьеро ди Козимо, Бьяджо д'Антонио. Эти фрески содержали множество портретных фигур (в сохранившихся 12 фресках насчитывается не менее сотни). Первоначально фресок было 16, сохранилось 12.

Фрески были исполнены за удивительно короткое время, за 11 месяцев, с июля 1481 до мая 1482. Потолок был украшен фресками Пьеро Маттео д'Эмилией - усеянным звездами- блестками небом. Такой вид имела Сикстинской капелла в дни Сикста IV.

Здесь капелла лучше освещена и позволяет лучше предоставить себе объем, стены, разделённые карнизами и пилястрами. Можно заметить изменение в расположении ограды, перемещенной позже ближе к входу, чтобы оставить больше места для "папской молельни".

В 1508г новый Римский папа, Юлий II Деллa Роверa, племянник папы Сикста IV, поручил Микеланджело расписать наново потолок; работа была закончена между 1508 и 1512.

В 1535г Микеланджело по поручению Римского папы Павла III Фарнезе, начал расписывать алтарную стену сценой Страшного суда. Закончил фреску в1541г.

Здание может рассматриваться как личный памятник семейству Делла Роверa, так как Сикст IV начал его строительство, а продолжил — его племянник, Юлий II. Листья дуба и желуди, геральдические символы семейства Деллы Ровер, чьё имя означает буквально "от дуба", изобилуют на элементах фресок.

Фрески пострадали из-за многовековой копоти от свечей. Фреска Страшного Суда даже была закрашена при Папе Пие IV, которому показалось оскорбительным присутствие обнаженных фигур в сцене религиозного содержания.

Художественное оформление часовни было очищено и восстановлено в недавних десятилетиях. Проект, начатый с фресок пятнадцатого столетия - в 1965. Восстановление арок и сцены Страшного суда, начатого в 1980, было закончено в 1994.

Конечно, пять веков не прошли для капеллы бесследно, но в Ватикане оберегают произведения старины, и сейчас можно увидеть эту жемчужину Ватикана в том виде каком она была создана.

Первая месса в Сикстинской капелле была отслужена 9 августа 1483 г. - в день Успенья Пресвятой Богородицы. Во время мессы капеллу освятили и посвяти Деве Марии.

С конца XV века, в Капелле проходят Конклавы (совет кардиналов для выбора нового папы,после смерти предшествующего). Первым Конклавом, прошедшим в Капелле, был Конклав 1492 года, на котором был избран Александр VI.

120, специально назначенных, епископов и архиепископов запираются в часовне и не покидают её, пока не изберут нового. Кардиналы не могут покинуть капеллу, пока не изберут нового папу, поэтому им выделены места, где они могут слушать мессу, есть, спать и общаться со слугами. В капелле устанавливается печка с трубой, ведущей на крышу капеллы. Если кандидат не набрал двух третей голосов, то бюллетени сжигаются с добавлением черного красителя. Если набрал - то белого красителя.

Верующие, собравшиеся на площади, узнают о результатах голосования благодаря условному дымовому сигналу: белый дым извещает об избрании нового папы, черный же — о продолжении голосования.

В настоящее время, капелла открыта для посещения, как музей, выдающийся памятник Возрождения.